ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1133/2022 от 06.05.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1133/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 6 мая 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу главного государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 4 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району Иманаева А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 16 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Северный путь»,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 16 февраля 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Северный путь» (далее - ООО «Северный путь») прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Иманаев А.Р. просит вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты отменить, приводя доводы о их незаконности, дело направить на новое рассмотрение.

ООО «Северный путь» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возражений на данную жалобу не представило.

Изучение истребованных материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ) использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях, сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 35, 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ) пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешённые виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.

Статьёй 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ) установлено, что Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 1). Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4).

В силу подпунктов 22.2, 22.5 пункта 22 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267 (далее – Правила рыболовства), при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается: принимать (сдавать) уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида; иметь на борту судов и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и (или) рыбную или иную продукцию из них), не учтённые в промысловом журнале (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, при осуществлении рыболовства с учётом уловов в местах доставки и выгрузки), технологическом журнале (в случае если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства), приёмо-сдаточных документах.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трёхкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Северный путь» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что ООО «Северный путь», являясь судовладельцем судна ПТР-50 № 31, посредством указанного судна, 15 сентября 2021 года осуществило рыболовство в части приёмки рыбной продукции под названием других видов лососевых рыб, хранило, транспортировало и имело её на борту судна в отсутствие приёмо-сдаточных документов при следовании из портпункта <адрес> в порт <адрес> до окончания выгрузки.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда, с позицией которого согласился судья краевого суда, пришёл к выводу о том, в действиях ООО «Северный путь» отсутствуют нарушения правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, указав, что перевозка спорной рыбопродукции осуществлялась в соответствии с договором морской перевозки груза, его заключение удостоверяет коносамент от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится информация о перевозимом грузе, его весе и количестве мест. Погрузка ДД.ММ.ГГГГ в порту <данные изъяты> на судно <данные изъяты> рыбной продукции, принадлежащей <данные изъяты>, в мешках, опечатанных общиной, осуществлялась в присутствии старшего инструктора пограничного поста Б. М.И., при нём был произведен подсчёт веса и количество мест, по окончании погрузки кормовой контейнер судна опломбирован, им же подписан акт опломбировки. Согласно коносаменту груз принят счётом мест, без проверки содержимого, в связи с чем у ООО «Северный путь», как перевозчика груза, отсутствовали основания для проверки соответствия видового состава водных биоресурсов, из которых изготовлена погруженная на судно в опечатанных мешках рыбная продукция. Таким образом, вина ООО «Северный путь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при изложенных в протоколе обстоятельствах не доказана.

Не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах, оснований не имеется.

В настоящей жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, оценивая имеющиеся доказательства, и трактуя нормы права, указывает на наличие вины ООО «Северный путь» в совершении административного правонарушения.

Вместе с тем, доводы жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.

Вопреки доводам жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, и с выводами судей, изложенными в соответствующих судебных актах, следует согласиться.

Согласно пункту 1 статьи 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации после приёма груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подпунктах 3 - 8 пункта 1 статьи 144 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации следует, что в коносамент должны быть включены, в том числе, следующие данные: о наименовании груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем.

Таким образом, перевозчик выдаёт коносамент на основании данных, представленных отправителем груза.

Согласно оговорке перевозчика в коносаменте от ДД.ММ.ГГГГ груз принят счётом мест, без проверки содержимого. Вес, сорт, качество ассортимент, номера партий, комплектность по заявлению отправителя и его ответственность. За внутритарную недостачу, пересортицу, за сортировку, тару несёт ответственность грузоотправитель (<данные изъяты>).

С учётом изложенного, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ООО «Северный путь» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2021 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 16 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Северный путь», оставить без изменения, жалобу главного государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 4 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району Иманаева А.А. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский