ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-275/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 02 марта 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее КСП Нижегородской области) Букаревой Е.Б. (далее Букарева Е.Б.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи № 1 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода от 28 мая 2019 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 августа 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области (далее также комитет) Бондаренко Н.И. (далее Бондаренко Н.И.),
установил:
постановлением мирового судьи № 1 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода от 28 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 августа 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области Бондаренко Н.И. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо контрольно-счетной палаты Нижегородской области, направившее дело на рассмотрение мировому судье, Букарева Е.Б. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы о незаконности. Указывает о наличии в действиях руководителя комитета Бондаренко Н.И. состава вмененного ему административного правонарушения. Ссылается на совершение им противоправных действий, нарушающих положения статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившихся в принятии бюджетных обязательств в сумме 1 017 500 рублей на 2019 год, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями.
В возражениях на данную жалобу Бондаренко Н.И. указывает об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов по делу об административном правонарушении.
Изучение доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возражений на нее, материалов дела об административном правонарушении, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Из материалов дела усматривается, что при подготовке заключения контрольно-счетной палаты Нижегородской области на проект Закона Нижегородской области от 11 сентября 2018 года № 679-6/2018 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» установлено нарушение порядка принятия бюджетных обязательств.
Законом Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-З «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира утверждены бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 9 200 000 рублей, на 2019 год и 2020 год - бюджетные ассигнования не предусмотрены.
Под указанные бюджетные ассигнования комитетом заключен государственный контракт от 06 июля 2018 года № 997401 на оказание услуг по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области.
Контракт заключен по результатам электронного аукциона, подписан усиленными электронными подписями сторон и размещен в Единой информационной системе сфере закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Начальная цена контракта составляла 9 200 000 рублей, по результатам аукциона снижена до 2 035 000 рублей.
Пунктами 2.6 и 4.1 контракта предусмотрено, что оказание услуг осуществляется в три этапа: первый этап с даты заключения контракта по 31 июля 2018 года оплачивается в размере 20% от цены контракта – 407 000 рублей; второй этап с 01 августа 2018 года по 25 декабря 2018 года оплачивается в размере 30% от цены контракта – 610 500 рублей; третий этап с 26 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года, оплачивается в размере 50% от цены контракта – 1 017 500 рублей.
Поскольку при проверке установлено, что руководителем комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области Бондаренко Н.И. при заключении государственного контракта от 06 июля 2018 года допущено нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в сумме 1 017 500 рублей на 2019 год, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, должностным лицом контрольно-счетной палаты Нижегородской области по данным фактам составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в указанных действиях должностного лица комитета Бондаренко Н.И. признаков объективной стороны состава административного правонарушения.
При этом мировой судья исходил из того, что действия руководителя комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области по заключению государственного контракта от 06 июля 2018 года № 997401 в рамках утвержденных бюджетных ассигнований на 2018 год обусловлены исполнением вступившего в законную силу решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 07 марта 2017 года, которым на комитет возложена обязанность по разработке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области в течение одного года с момента вступления судебного акта в законную силу (07 мая 2017 года).
С данными суждениями, изложенными в постановлении мирового судьи, согласился судья районного суда.
Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции также не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в судебных актах по делу.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 07 марта 2017 года в адрес губернатора Нижегородской области и министерства финансов Нижегородской области комитетом неоднократно направлялись обращения по вопросу выделения дополнительного бюджетного финансирования в 2017 году на выполнение работ по разработке вышеназванной схемы.
Вместе с тем финансирование, в том числе данного вопроса было открыто с принятием Закона Нижегородской области от 02 апреля 2018 года № 14-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
Уведомление об изменении комитету бюджетных ассигнований на сумму 9 200 000 рублей, заявленную для выполнения указанных работ, обработано министерством финансов Нижегородской области 05 апреля 2018 года, аукцион на оказание услуг по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области объявлен 01 июня 2018 года и проведен 25 июня 2018 года, государственный контракт заключен 06 июля 2018 года, тем самым сроки выполнения работ, указанных в судебном решении, частично перенесены на 2019 год.
В связи с заключением государственного контракта 06 июля 2018 года в адрес министерства финансов Нижегородской области направлено письмо о перераспределении ассигнований из выделенных на схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области денежных средств в размере 9 200 000 рублей на 2019 год в сумме 1 017 500 рублей с последующим внесением изменений в Закон об областном бюджете на 2018-2020 годы, в чем комитету было отказано со ссылкой на необходимость подготовки предложений по внесению изменений в Закон Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-3 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Письмом от 13 августа 2018 года комитетом подготовлены соответствующие предложения о внесении изменений в данный Закон и перераспределении ассигнований 2019 года, что было учтено при разработке проекта Закона о внесении изменений в Закон Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-З «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и в соответствии с Законом Нижегородской области от 01 октября 2018 года, вступившим в силу 05 октября 2018 года, денежные средства в размере 1 017 500 рублей в соответствии с уведомлением от 08 октября 2018 года предоставлены комитету.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено судебными инстанциями в силу служебных обязанностей и во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, руководитель комитета при заключении государственного контракта от 06 июля 2018 года проконтролировал наличие соответствующего объема лимитов бюджетных обязательств на 2018 год на дату заключения контракта. В целях исполнения третьего этапа контракта, запланированного с 26 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года, комитетом, возглавляемым Бондаренко Н.И. предприняты необходимые действия, направленные на внесение соответствующих изменений в Закон Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-З «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и перераспределение бюджетных ассигнований 2019 года с выделением 08 октября 2018 года, до даты начала исполнения третьего этапа контракта, денежных средств на третий этап обозначенных в контракте услуг в сумме 1 017 500 рублей.
Исходя из обстоятельств, установленных судебными инстанциями по делу об административном правонарушении, судьями сделан обоснованный вывод об отсутствии вины должностного лица, как составляющей части состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу.
Доводы жалобы должностного лица административного органа не содержат указания на существенные нарушения, допущенные судебными инстанциями при производстве по делу, которые бы имели фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, а потому не могут повлечь отмену вступивших в законную силу обжалуемых судебных актов.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи № 1 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода от 28 мая 2019 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 августа 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области Бондаренко Н.И., оставить без изменения, жалобу председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области Букаревой Е.Б. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина