ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1164/19 от 19.02.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-321/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Ф.Н.Ю. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Я* от 20 сентября 2018 г. , решение судьи Центрального районного суда г.Оренбурга от 8 февраля 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 31 июля 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю.,

установил:

постановлением начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Я* от 20 сентября 2018 г. должностное лицо – технический директор Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2018 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решением судьи Оренбургского областного суда от 18 декабря 2018 года решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2018 года отменено, материалы дела возвращены в районный суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2019 года постановление должностного лица от 20 сентября 2018 года изменено, из мотивировочной части постановления исключено указание на допущение реализации несертифицированной электрической энергии в точке проведения испытаний на ТП-218, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Оренбургского областного суда от 22 марта 2019 года постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2019 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением исполняющего обязанности председателя Оренбургского областного суда от 1 июля 2019 года решение судьи Оренбургского областного суда от 22 марта 2019 года отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Оренбургский областной суд.

Решением судьи Оренбургского областного суда от 31 июля 2019 г. постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2018 года с внесенным в него решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2019 года изменением и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 8 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ф.Н.Ю. (далее – заявитель) просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить. Указывает на то, что обязанность по сертификации электрической энергии лежит на сетевой организации, а не на гарантирующем поставщике, которым на территории Оренбургской области является «ЭнергосбыТ Плюс»; кроме того, электроэнергия, поставляемая юридическим лицам, согласно действующему законодательству сертификации не подлежит.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, приказом отдела (инспекции) в Оренбургской области ПМТУ Госстандарта от 25 июля 2018 г. была проведена плановая проверка в отношении Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в ходе которой установлено, что в точках проведения испытаний на <данные изъяты> (<адрес>) и <данные изъяты> (<адрес>) реализовывалась несертифицированная электрическая энергия, также несертифицирована электрическая энергия, реализуемая через электрические сети <данные изъяты>, что является нарушением требований статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», пункта 0110 перечня.

ДД.ММ.ГГГГ административным органом в отношении технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. составлен протокол об административном правонарушении , на основании которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым технический директор Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. привлечен к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14.45. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает действия по реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия, декларации о соответствии.

Для определения признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат выяснению следующие обстоятельства: нахождение продукции на реализации; отнесение этой продукции к числу товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; отсутствие в сопроводительной документации на продукцию сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Согласно постановлению от 20 сентября 2019 г. объективная сторона правонарушения, совершенного ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», выражена в реализации несертифицированной электрической энергии в точках проведения испытаний на <данные изъяты> (<адрес>) и <данные изъяты> (<адрес>А), а также через электрические сети МУП «<данные изъяты>».

Указанное деяние согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ является нарушением требований статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее Постановление № 982), пункта 0110 перечня.

В силу части 1 статьи 34 Закона о техническом регулировании органы государственного контроля (надзора) вправе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом

Энергосбытовая организация как продавец произведенной или приобретенной электрической энергии обязана иметь документ, подтверждающий качество электроэнергии (как товара), и предъявлять его потребителям, а также контролирующим органам.

В соответствии с разделом 0110 Постановления № 982 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Согласно статье 2 Закона о техническом регулировании сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов документам по стандартизации или условиям договоров.

В пункте 1 статьи 19 Закона о техническом регулировании установлены принципы подтверждения соответствия, среди которых имеется установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте.

Требованием пункта 1 статьи 25 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей также устанавливается соответствующим техническим регламентом.

При этом соответствующие технические регламенты, которыми утверждены схемы сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, до настоящего времени отсутствуют.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Закона о техническом регулировании.

Так, в момент вступления в силу Закона о техническом регулировании и до настоящего времени действуют Правила проведения сертификации электрооборудования, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии № 36 от 16 июля 1999 г. (далее - Правила № 36), в которые включены положения раздела VIII «Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям».

Указанными Правилами № 36 предусмотрены правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - потребители).

Согласно пункту 8.1 Правил № 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 8.2 указанных Правил объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

При этом в Правилах № 36 под потребителями понимаются граждане, приобретающие и использующие электрическую энергию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, из пункта 8.2 Правил № 36 следует, что сертификации подлежит:

во-первых, электрическая энергия, поставляемая гражданам, приобретающим и использующим электрическую энергию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

во-вторых, электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых эта энергия подается одновременно с указанными выше гражданами, гражданам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

Из указанной нормы следует, что, если электрическая энергия, поставляемая исключительно юридическим лицами, гражданам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также организациям, не подлежит сертификации по схемам, утвержденным Правилами № 36.

Электрическая энергия, поставляемая гражданам, приобретающим и использующим электрическую энергию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно пункту 8.4 Правил №36 производится по схемам, указанным в названном пункте.

Однако, схемы, перечисленные в Правилах №36, утратили свою силу в связи с изданием Приказа Минпромторга России от 5 апреля 2017 г. № 1037 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. №15, от 25 июля 1996 г. №15 и от 11 июля 2002 г. №60».

Из указанного следует, что в настоящее время отсутствуют надлежащим образом утвержденные схемы сертификации электрической энергии.

Согласно постановлению от 20.09.2019 г. реализация несертифицированной электрической энергии была допущена Оренбургским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в точках проведения испытаний на <данные изъяты> (<адрес>) и <данные изъяты><адрес>).

Однако от указанных подстанций энергоснабжение осуществляется исключительно в отношении юридических лиц, что подтверждено актами разграничения балансовой принадлежности, а именно:

в точке поставки, расположенной в <данные изъяты>, осуществляется энергоснабжение ФГУ «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>;

в точке поставки, расположенной в <данные изъяты> осуществляется энергоснабжение Оренбургского филиала ОАО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ объективная сторона правонарушения, совершенного заявителем, была выражена в том числе в допущении реализации несертифицированной электрической энергии через электрические сети ООО «<данные изъяты>».

При этом в отношении реализации несертифицированной электрической энергии через электрические сети ООО «<данные изъяты>» административным органом не доказан сам факт реализации электрической энергии через сети ООО «<данные изъяты>».

Как обоснованно указано в жалобе, согласно общедоступным данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в ИТС «Интернет», МУП «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, у ОАО «Энергосбыт Плюс» на момент осуществления проверки не могли иметь место договорные отношения, в соответствии с которыми АО «Энергосбыт Плюс» могло бы реализовывать электрическую энергию через сети указанного (прекратившего свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства) юридического лица, соответственно не могло быть и факта реализации электрической энергии через сети ликвидированной организации.

Кроме того, как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ ПМТУ Росстандарта о проведении плановой выездной проверки, проверка деятельности ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на территории <адрес> не осуществлялась.

Согласно указанному приказу проверке подлежит Оренбургский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по месту фактического осуществления деятельности - в <адрес>. Относительно планируемой проверки на территории <адрес> в указанном приказе информация отсутствует.

Как установлено судом, на территории <адрес> имеется обособленное структурное подразделение Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», при этом в приказе отсутствует указание на то, что планируемая проверка будет осуществляться в том числе в отношении структурного подразделения, расположенного в <адрес>, также отсутствуют сроки проведения указанной проверки, указание на предоставление необходимой документации с целью осуществления проверки в указанном структурном подразделении.

Из указанного следует, что структурное подразделение, расположенное в <адрес>, не являлось субъектом плановой проверки, в связи с чем заслуживают внимания доводы заявителя о том, что сертификаты по <адрес> не предоставлялись должностному лицу ввиду отсутствия в приказе указания на проведение проверки в отношении структурного подразделения, расположенного в городе Новотроицке.

При этом в целях установления события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административному органу необходимо доказать наличие факта реализации обществом продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в сопроводительной документации которой отсутствуют сведения о сертификате соответствия или о декларации о соответствии.

Реализация электрической энергии на розничных рынках осуществляется на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 4 мая 2012 г.).

Вместе с тем, доказательств в подтверждение факта реализации электрической энергии на территории <адрес> должностным лицом не представлено, не указано и не доказано, в отношении каких именно точек поставок <адрес> на розничном рынке Ф.Н.Ю. допустил реализацию несертифицированной электрической энергии. В целом <адрес> не может являться точкой поставки, так как договоры на розничным рынке заключаются с потребителями и покупателями электрической энергии, которыми могут являться как юридические, так и физические лица.

Кроме того, заслуживают внимания доводы заявителя о том, что в действиях ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» отсутствует субъективная сторона правонарушения, а именно вина.

Так, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» была реализована электрическая энергия, в отношении которой отсутствуют утвержденные надлежащим образом правила и схемы сертификации, следовательно, требования к сертификации данной электрической энергии, реализованной юридическим лицам, нельзя признать обоснованными.

Принимая во внимание вышеизложенное, в том числе положения части 2 статьи 46 Закона о техническом регулировании, а также то, что сертификация осуществляется на основании схемы, установленной соответствующим техническим регламентом, а также, учитывая, что правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии установлены Правилами №36 и применяются к электрической энергии, предназначенной для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при этом схемы сертификации, утвержденные Правилами № 36, утратили свою силу, следует вывод, что в деянии технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как электрическая энергия, реализованная указанным выше юридическим лицам, не подлежит сертификации в виду отсутствия надлежащим образом утвержденных схем и правил сертификации указанной электрической энергии, а также ввиду недоказанности самого факта реализации электрической энергии через сети МУП «<данные изъяты>».

Кроме того, вступившим в законную силу 2 октября 2019 г. решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25 апреля 2019 г. при тех же обстоятельствах постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2018 г. о назначении Оренбургскому филиалу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» административного наказания по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Я* от 20 сентября 2018 г. , решение судьи Центрального районного суда г.Оренбурга от 8 февраля 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 31 июля 2019 г., вынесенные в отношении должностного лица – технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При этом доводы Ф.Н.Ю. о ненадлежащем его извещении Оренбургским областным судом о судебном заседании, состоявшемся 31 июля 2019 г., являются необоснованными.

Личное участие в судебном заседании применительно к положениям статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом лица, которое он реализует по своему усмотрению. В случае извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, неявка этого лица или уклонение не свидетельствуют о нарушении предоставленных последнему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий судебной защиты.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В материалах дела имеется надлежащим образом оформленная телефонограмма, согласно которой Ф.Н.Ю. извещен о времени и месте рассмотрения его жалобы Оренбургским областным судом.

Доводы Ф.Н.Ю. в части нарушения его прав при рассмотрении дела исполняющим обязанности председателя Оренбургского областного суда 1 июля 2019 г. рассмотрению не подлежат, поскольку постановление исполняющего обязанности председателя Оренбургского областного суда от 1 июля 2019 года правомочен пересматривать только Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместитель в соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.13, пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. удовлетворить.

Постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Я* от 20 сентября 2018 г. , решение судьи Центрального районного суда г.Оренбурга от 8 февраля 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 31 июля 2019 г., вынесенные в отношении должностного лица – технического директора Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Ф.Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья Э.Г.Штейн