ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1169/2022 от 04.05.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1169/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 4 мая 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1, действующей на основании доверенности в защиту администрации Шимановского района Амурской области, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи по Шимановскому районному судебному участку от 12 ноября 2021 года и решение судьи Шимановского районного суда Амурской области от 31 января 2022 года в отношении администрации Шимановского района Амурской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи по Шимановскому районному судебному участку от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Шимановского районного суда Амурской области от 31 января 2022 года, юридическое лицо - администрация Шимановского района Амурской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию с применений положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, ФИО1, действующая на основании доверенности в защиту администрации Шимановского района Амурской области, просит судебные акты изменить, заменить административный штраф предупреждением.

Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Главы 2.2 и 2.3 Лесного кодекса Российской Федерации, включающие в себя статьи 50.3, 50.4, 50.5 и 50.6, устанавливают специальные правила, регулирующие отношения, связанные с транспортировкой древесины и сделками с ней, а также определяют правовые основы функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.

Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС) является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заказчиком и оператором ЕГАИС является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (части 1, 2 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса ЕГАИС декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 1). Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц (часть 3).

При этом указанные законоположения действуют во взаимосвязи с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 года № 1047-р, утвердившим перечни видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса Российской Федерации, а соблюдение указанных правил обеспечивает статья 8.28.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с нею.

Декларирование сделок с древесиной обеспечивает контроль за перемещением древесины из мест ее заготовки, позволяя выявить участников незаконного оборота лесных ресурсов. Тем самым указанное декларирование выступает в качестве дополнительной меры противодействия нарушениям лесного законодательства (незаконным рубкам лесных насаждений), притом что сведения, указываемые в декларации, обеспечивают ее эффективность.

Материалами дела установлено, что администрация Шимановского района Амурской области в срок до 24 сентября 2021 года не предоставила оператору ЕГАИС декларацию о сделке с древесиной, совершенной 16 сентября 2021 года по договору отчуждения/приобретения древесины № 19ЧС от 16 сентября 2021 года, заключенному между администрацией (покупатель) и ГАУ АО «Шимановский лесхоз» (продавец).

Указанные обстоятельства повлекли за собой привлечение администрации Шимановского района Амурской области к административной ответственности за совершение 25 сентября 2021 года предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ административного правонарушения и подтверждены собранными доказательствами: скриншотами страниц портала ЕГАИС, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым судьями обеих инстанций дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Так, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.28.1 названного Кодекса.

Субъект административной ответственности установлен верно. Заключение 16 сентября 2021 года договора отчуждения/приобретения древесины обязывало покупателя, которым являлась администрация Шимановского района исполнить требования лесного законодательства и подать в установленном порядке декларацию о совершенной сделке в течение пяти рабочих дней. Установленная статьей 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации обязанность распространяется на всех участников совершенной с древесиной сделки, а содержащиеся в указанной норме положения не предусматривают исключений, в том числе и в отношении муниципальных органов, действующих при закупке в режиме ЧС.

Несогласие заявителя с выводами судей, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.

Неисполнение возложенной законом обязанности повлекло за собой обоснованное привлечение администрации Шимановского района Амурской области к ответственности, установленной частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ФКУ «ОСК Восточного военного округа» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности нижестоящими судами не установлено верно. Совокупности условий, необходимых для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ по делу не имеется. Вмененное административное правонарушение совершено в области охраны окружающей среды и природопользования, что подразумевает возникновение угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Цель закупки древесины органом местного самоуправления – обеспечение граждан муниципального образования дровами в период ЧС достаточным обстоятельством для замены назначенного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не является.

Учитывая изложенное, вынесенные по настоящему делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление мирового судьи по Шимановскому районному судебному участку от 12 ноября 2021 года и решение судьи Шимановского районного суда Амурской области от 31 января 2022 года в отношении администрации Шимановского района Амурской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева