ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-119/20 от 09.01.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-417/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 9 января 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Главы Вертячинского сельского поселения Саутиной В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 ноября 2018 года, решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 4 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Вертячинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 ноября 2018 года Администрация Вертячинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Решением судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2019 года постановление заместителя руководителя Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 ноября 2018 года изменено, размер штрафа снижен до <данные изъяты>.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 4 сентября 2019 года постановление заместителя руководителя Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 ноября 2018 года и решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2019 года оставлены без изменения. В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Глава Вертячинского сельского поселения Саутина В.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Администрацией Вертячинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области работы на спорном земельном участке не производились и материалы дела об административном правонарушении иного не содержат, обязанность провести рекультивацию земельного участка возложена апелляционным определением Волгоградского областного суда от 4 октября 2017 года, и обоснована не производством Администрацией Вертячинского сельского поселения каких-либо работ на земельном участке либо захламлением участка, а тем, что к вопросам местного значения городского (сельского) поселения относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее Основные положения), которыми предусмотрены требования к проведению работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель.

Пунктом 5 Основных положений установлено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Пунктом 6 Основных положений установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Волгоградской области от 27 мая 2013 года «Об утверждении порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Волгоградской области» комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области определен органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на выдачу разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Волгоградской области.

Согласно статье 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся: проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

В силу пункта 8 Постановления Правительства РФ № 514 от 1 июля 2002 года, утвердившего Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

Как следует из материалов дела, 31 августа 2018 года, в связи с обращением ИП ФИО5 по факту несанкционированного размещения отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> расположенном на территории Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО6 был осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок, где зафиксирована свалка ТБО на площади 7843 кв.м. На месте свалки присутствуют пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты, доски и другие пищевые отходы, о чем был составлен акт выезда на место от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 4 октября 2017 года на Администрацию Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО5 и ФИО7, а также рекультивировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Согласно пункту 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Исходя из указанных норм, обязательные работы по рекультивации места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером Администрацией Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области должны были быть начаты не позднее 7 месяцев со дня вынесения апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Волгоградского областного суда от 4 октября 2017 года, то есть 4 мая 2018 года.

Факт совершения Администрацией Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26 сентября 2018 года, актом выезда на место от 31 августа 2018 года, фототаблицей к акту выезда на место от 31 августа 2018 года, выпиской из ЕГРН на земельный участок, апелляционным определение Волгоградского областного суда от 04 октября 2017 года, выпиской из ЕГРЮЛ. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы, подлежит отклонению, так как Администрацией Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области проект рекультивации нарушенного земельного участка, согласованного с собственниками не составлен, разрешение на проведение работ, направленных на восстановление почвенного покрова на территории Волгоградской области не получено, работы по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и его рекультивация не проведены. Доказательств иного заявителем не представлено и материалы дела не содержат.

Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения Администрацией Вертячинского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, полагаю, что постановление заместителя руководителя Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 ноября 2018 года, решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 4 сентября 2019 года подлежат оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 ноября 2018 года, решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 13 февраля 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу Главы Вертячинского сельского поселения Саутиной В.В., – без удовлетворения.

Судья