№ 16-121/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 17 марта 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 5 июля 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 сентября 2019 года отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 5 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 сентября 2019 года, должностное лицо – начальник отдела муниципальных закупок и бухгалтерского учета Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФИО1 просит судебные акты отменить, как незаконные.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1статьи 15.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь исполняющей обязанности начальника отдела муниципальных закупок и бухгалтерского учета Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, признана виновной в грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что выразилось в предоставлении искаженной бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2019 года за 2018 год по строке 010 отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503127), а именно – в занижении плановых показателей по доходам, получаемым в бюджет городского округа на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что составило 80,3% от показателя бюджетной отчетности.
Действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ предусмотрено право судьи, принявшего к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и его виновность входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Вместе с тем данные обстоятельства в отношении ФИО1 по делу должным образом не проверены и не установлены.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Как следует из представленных с жалобой материалов, вмененное в вину ФИО1 грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету одновременно вменено в вину и иному должностному лицу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – заместителю главы – начальнику Управления экономического развития и имущественных отношений.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит положений о коллективной, групповой причастности к совершению одного правонарушения.
Указанное выше обстоятельство обязывало подробно изучить вопрос о том, кто является должностным лицом, которому специальным экономическим субъектом – Управлением экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поручено ведение бухгалтерской отчетности и является ли таким лицом ФИО1
Вместе с тем вопрос о принадлежности ФИО1 к субъекту вмененного в вину предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ правонарушения предметом обсуждения в судебных инстанциях не был. Выводы об этом судебные акты не содержат.
Кроме того, в вину ФИО1 вменено то, что в составленной по итогам 2018 года бухгалтерской отчетности ею были занижены плановые показатели по доходам, получаемым в бюджет городского округа на сумму 165 216 681 рублей 87 копеек.
Изложение обвинения в такой форме обязывало провести сравнительный анализ между плановыми показателями доходов и показателями, внесенными главным администратором доходов бюджета городского округа в отчет об исполнении бюджета.
Между тем такого сравнения не проведено, плановые показатели бюджета городского округа предметом исследования не были.
Указанное свидетельствует о том, что вывод судебных инстанций о том, что внесенные ФИО1 в строку 010 формы 0503127 сведения были искажены в сторону занижения по отношению к плановым показателям доходов бюджета основан на предположениях, что не может быть признано соответствующим требованиям законности.
Такое разрешение дела свидетельствует о невыполнении судьями обеих судебных инстанций предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, что является одним из неотъемлемых элементов конституционного права на судебную защиту.
Допущенные судебными инстанциями при рассмотрении дела процессуальные нарушения являются существенными, влекущими отмену вынесенных судебных актов с возвращением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 5 июля 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 сентября 2019 года отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева