ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1226/20 от 23.07.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№16-1226/2020

г. Пятигорск 23 июля 2020 г.

Исполняющий обязанности председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 25 июня 2020 г.) жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2019 г. (№ 5-104/2019) и решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 г. (№ 7а-562/2019), вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2019 г. индивидуальный предприниматель ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 г. постановление судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2019 г. в отношении индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч. изменено, размер назначенного ей административного наказания в виде административного штрафа снижен с 800 000 рублей до 400 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, индивидуальный предприниматель ФИО1 просит изменить судебные акты, вынесенные в отношении неё по делу об административном правонарушении в части назначенного наказания, объявив ей предупреждение в соответствии с положениями статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В примечании к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях указанной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» была установлена допустимая на 2019 год доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (по коду 01.13.1 - выращивание овощей) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Из материалов дела усматривается, что 4 сентября 2019 г. ОВМ ОМВД России по Арзгирскому району установлен факт допуска в 2019 году индивидуальным предпринимателем Пак Р.Ч., в нарушение приведенного выше Постановления Правительства Российской Федерации № 1365 от 14 ноября 2018 г., к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан в количестве более 50 процентов общей численности работников, используемых ею при осуществлении экономической деятельности (по коду 01.13.1 - выращивание овощей), - трудовую деятельность осуществляли 15 иностранных граждан и 14 граждан Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 4 сентября 2019 г. (л.д. 6), объяснением Пак Р.Ч. от 4 сентября 2019 г. (л.д. 7,8) копией свидетельства о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства, главой которого является Пак Р.Ч., от 8 декабря 2006 г. (л.д. 12), выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 2 августа 2019 г. (л.д. 13-15), рапортом инспектора по ОП ОПНМ ОИК УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 22 августа 2019 г. (л.д. 17), расчетом по страховым взносам страхователя индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч. за первое полугодие 2019 г. (л.д. 36 -39), списком рабочих индивидуального предпринимателя главы КФХ Пак Р.Ч. (л.д. 40), копиями трудовых договоров (л.д. 41-91) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, деяние индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч., не исполнившей надлежащим образом возложенные на неё законом обязанности, имевшей возможность для соблюдения законодательства, но не принявшей всех зависящих мер по его соблюдению, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения индивидуальным предпринимателем Пак Р.Ч. требований закона о допустимой доле иностранных работников, используемых ею, осуществляющей на территории Российской Федерации вид экономической деятельности, установленной пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности», объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств.

Действия индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

На основании анализа перечисленных доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Арзгирского районного суда Ставропольского края, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, пришел к правомерному выводу о виновности индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией названной правовой нормы.

Судья краевого суда, исходя из положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что индивидуальный предприниматель Пак Р.Ч. является субъектом малого предпринимательства, её имущественное и финансовое положение, наличие обстоятельства, смягчающего наказание, - признание вины, отсутствие отягчающих обстоятельств, пришел к выводу о возможности снижения размера назначенного ей административного штрафа с 800 000 рублей до 400 000 рублей.

Довод жалобы о том, что в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имелись основания для замены индивидуальному предпринимателю Пак Р.Ч. административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, был предметом проверки в ходе судебного разбирательства в краевом суде. Признать вывод судьи краевого суда об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой оснований для замены индивидуальному предпринимателю Пак Р.Ч. административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не соответствующими положениям статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Необходимо обратить внимание на то, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации, а объектом охраны - интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечение устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, свидетельствует об особой значимости охраняемых отношений и о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для замены в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется.

Не установлено по делу и обстоятельств для применения в отношении индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч. положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей краевого суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя Пак Р.Ч. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2019 г. (№ 5-104/2019) и решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 г. (№ 7а-562/2019), вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 - без удовлетворения.

Исполняющий обязанности

председателя Пятого кассационного

суда общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев

Справка:

судья районного суда Нартова Л.М.,

судья краевого суда Загорская О.В.