ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-317/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 19 февраля 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты и разрешительной деятельности, старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области Управления Росприроднадзора по Воронежской области ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Кантемировского районного суда Воронежской области от 6 сентября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Писаревского линейного производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (далее – Писаревское ЛПУМГ) ФИО2
установил:
постановлением заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты и разрешительной деятельности, старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области Управления Росприроднадзора по Воронежской области ФИО1 от 27 июня 2019 года начальник Писаревского ЛПУМГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Кантемировского районного суда Воронежской области от 6 сентября 2019 года постановление должностного лица административного органа отменено и производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ФИО2 состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по данному делу об административном правонарушении, ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда, приводя доводы о его незаконности.
ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы, представил возражения на нее, в которых указывает о законности судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, 29 мая 2019 года должностными лицами Управления Росприроднадзора по Воронежской области по результатам проведенной внеплановой документарной проверки составлен акт, в котором указано о том, что начальник Писаревского ЛПУМГ ФИО2 допустил сокрытие полной и достоверной информации, полученной при осуществлении производственного экологического контроля, а именно при проведении инвентаризации отходов и разработке программы производственного экологического контроля (далее - ППЭК) не учтены образующиеся в результате капитального ремонта и демонтажа отходы труб стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (код федерального классификационного каталога отходов (далее – ФККО) 4 69 521 13 51 4).
Постановлением должностного лица административного органа ФИО2 признавался виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в сокрытии полной и достоверной информации, полученной при осуществлении производственного экологического контроля, а именно - не учтены при проведении инвентаризации отходов и не включены в ППЭК, утвержденную 21 августа 2018 года, образующиеся при капитальном ремонте и демонтаже отходы труб стальные газопроводов отработанные.
Судья Кантемировского районного суда Воронежской области, рассмотрев жалобу, поданную ФИО2 в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 6 сентября 2019 года постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда исходил из того, что согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Писаревского ЛПУМГ (далее – ПНООЛР), оформленному с учетом особенностей технологии производства, образование отходов в виде труб стальных газопроводов отработанных, IV класса опасности, в процессе хозяйственной и иной деятельности Писаревского ЛПУМГ не предусмотрено. Вместе с тем, в ПНООЛР предусмотрено образование отхода лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код ФККО 4 61 010 01 20 5), V класс опасности.
На основании утвержденного Управлением Росприроднадзора по Воронежской области ПНООЛР Писаревским ЛПУМГ 21 августа 2018 года разработана и утверждена ППЭК, которая воспроизводит (повторяет) сведения ПНООЛР о видах отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с ФККО, в частности, предусмотрено образование отхода лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код ФККО 4 61 010 01 20 5), V класс опасности.
1 июля 2015 года ПАО «Газпром» утвержден Порядок технической инвентаризации, учета и использования труб, демонтированных при капитальном ремонте, реконструкции, модернизации и ликвидации магистральных газопроводов ПАО «Газпром» (далее – Порядок), который разработан с целью повышения эффективности использования демонтированных труб. Данный Порядок устанавливает категории труб, в том числе А – обследованные трубы, бывшие в эксплуатации, пригодные для применения на объектах магистральных газопроводов, Б – трубы, признанные металлоломом, применение которых на магистральных газопроводов не допускается.
4 июля 2019 года начальником Писаревского ЛПУМГ утвержден технический отчет по обращению с отходами за период с 27 июня 2018 года по 27 июня 2019 года, представленный в Управление Росприроднадзора по Воронежской области, из которого следует, что в процессе хозяйственной деятельности Писаревского ЛПУМГ отходы трубы стальные газопроводов отработанные, IV класса опасности, не образовывались.
Из заключений, составленных муниципальным учреждением «Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды» по результатам исследования проб, отобранных на площадках временного накопления отходов (металлолом) общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград», следует, что данные отходы относятся к отходам лома и отходов черных металлов от труб газопроводов очищенных, V класс опасности (код ФККО 4 61 010 00 00 0).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии ФИО2 состава административного правонарушения.
Оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
Согласно ст.26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (п.1). Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п.2).
В соответствии с п.1 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п.2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают ППЭК, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с п.3 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ ППЭК должна содержать, в числе прочего, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Требования к содержанию ППЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.4 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии с п.1 Требований к содержанию ППЭК, утв. приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 (далее – Требования), ППЭК должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Согласно п.6 Требований раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" ППЭК должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, указаны отходы, отнесенные к IV классу опасности: трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции (4 69 521 11 51 4), трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией (4 69 521 12 51 4), трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (4 69 521 13 51 4).
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и в жалобе, поданной в районный суд на постановление, ФИО2 указывалось на то, что в Писаревском ЛПУМГ указанные отходы не образуются. После демонтажа труб производится их очистка. В подтверждение данных обстоятельств им представлялись вышеназванные доказательства.
Имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать вывод о том, что осуществляемые в Писаревском ЛПУМГ технологические процессы безусловно подразумевают образование указанных отходов, относящихся к IV классу опасности.
Предусмотренные Порядком положения, касающиеся демонтированных труб, сами по себе не подтверждают то, что при осуществлении технологических процессов в Писаревском ЛПУМГ должны образовываться указанные отходы.
Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения ФИО2 административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей районного суда допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Кантемировского районного суда Воронежской области от 6 сентября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Писаревского линейного производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты и разрешительной деятельности, старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области Управления Росприроднадзора по Воронежской области ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов