ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1229/20 от 28.02.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-1229/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 28 февраля 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 (далее ФИО1) на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года № 305/6/2019, решение судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 июня 2019 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 29 августа 2019 года, вынесенные в отношении мастера общества с ограниченной ответственностью «СитиЛюкс НН» (далее ООО «СитиЛюкс НН») ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях,

установил:

постановлением административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года № 305/6/2019, оставленным без изменения решением судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 июня 2019 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 29 августа 2019 года, должностное лицо - мастер ООО «Сити Люкс НН» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить процессуальные акты, вынесенные в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными. В доводах жалобы ссылается на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что вывоз крупногабаритного груза, находящегося на земельном участке, прилегающем к контейнерной площадке, относится к сфере ответственности регионального оператора и его подрядчиков. Указывает, что Законом Нижегородской области от 10 сентября 2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» обеспечение чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок в радиусе 10 метров, включено в обязанности организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза влечет наложение штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения ежедневного мониторинга территории Приокского района 04 апреля 2019 года в 08 часов 14 минут и 05 апреля 2019 года в 10 часов 26 минут по адресу: город Нижний Новгород, Приокский район, улица Петровского, дом 23 (контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов (далее ТКО) должностными лицами управления административно-технического и муниципального контроля Приокского отдела администрации города Нижнего Новгорода установлено, что ФИО1, являясь мастером ООО «СитиЛюкс НН», имея возможность по соблюдению Правил благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, утвержденных решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26 декабря 2018 года № 272 (далее Правила благоустройства), не осуществлял должный контроль за своевременным вывозом твердых коммунальных отходов, не организовал работу по вывозу ТКО с контейнерной площадки, чем нарушил пункты 2.1.2, 11.2.2 данных Правил.

Указанные обстоятельства, изложенные в акте от 08 апреля 2019 года № 305/6, явились основанием для составления в отношении мастера ООО «СитиЛюкс НН» ФИО1 протокола об административном правонарушении от 10 апреля 2019 года № 305/6, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, и последующего привлечения должностного лица к административной ответственности по названной норме.

Постановление административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода оставлено без изменения решением судьи районного суда, с выводами которого согласился судья вышестоящей инстанции.

Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 указанной статьи установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В обоснование жалобы на постановление административного органа, поданной в районный суд, ФИО1 заявлял, что содержание общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся места накопления твердых коммунальных отходов, согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 входит в перечень работ и услуг, осуществляемых управляющей компанией. Ссылался, что в соответствии с договором от 31 октября 2018 года, заключенным с региональным оператором, ООО «СитиЛюкс НН» осуществляет работы по погрузке ТКО от источников образования (контейнеров) и их дальнейшему транспортированию в места размещения отходов. Полагал, что административной комиссией не представлено доказательств неисполнения им, как должностным лицом общества, условий данного договора и требований Правил благоустройства, а также наличия обязанности у ООО «СитиЛюкс НН» по вывозу строительного мусора, выявленного рядом с контейнерной площадкой, в границах территории многоквартирного дома № 23 по улице Петровского в Приокском районе, обслуживаемой управляющей компанией.

Признавая мастера ООО «СитиЛюкс НН» ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, судебные инстанции посчитали доказанным наличие в его действиях состава административного правонарушения, при этом исходили из того, что должностное лицо в нарушение пунктов 2.1.2, 11.2.2 Правил благоустройства, не осуществило контроль за своевременным вывозом ТКО, не организовало работу по их вывозу.

Вышестоящая судебная инстанция с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласилась.

Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.

Частью 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Названные правила предусматривают, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3), и определяют погрузку твердых коммунальных отходов как перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, которой являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (пункт 2).

Согласно пункту 2.1.1 Правил благоустройства содержание объектов и элементов благоустройства на территориях общего пользования осуществляется: владельцами и (или) пользователями объектов и элементов благоустройства - в отношении объектов и элементов благоустройства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во владение и (или) пользование третьим лицам, если иное не предусмотрено договором; органами исполнительной власти Нижегородской области - в отношении объектов и элементов благоустройства, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и не переданных во владение и (или) пользование третьим лицам; администрацией города Нижнего Новгорода - в отношении объектов и элементов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности и не переданных во владение и (или) пользование третьим лицам; собственниками, владельцами или пользователями объектов и элементов благоустройства - в отношении объектов и элементов благоустройства, находящихся в частной собственности.

Содержание территорий общего пользования включает, в том числе уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров (бункеров); сбор и вывоз мусора (пункт 2.1.2 Правил).

Под контейнером в данных Правилах благоустройства понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.

Пунктом 11.2.1 указанных Правил период зимней уборки территории муниципального образования город Нижний Новгород устанавливается с 01 ноября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года.

В силу пункта 11.2.2 Правил благоустройства в период зимней уборки проводится, в том числе ежедневное прометание территорий с твердым покрытием; ежедневный сбор мусора со всей территории; уборка мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в неделю; вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение накопившегося объема снега без значительного зауживания проезжей части и тротуаров.

Согласно части 14 статьи 9 Закона Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» от 26 августа 2010 года № 144-3 в целях поддержания чистоты размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний.

В соответствии с договором от 31 октября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Нижэкология–НН» (региональный оператор) поручило ООО «СитиЛюкс НН» оказывать услуги в границах территории оказания услуг, в соответствии с приложением № 2 к договору по погрузке твердых коммунальных отходов от источников образования ТКО, в том числе мест бесконтейнерного способа складирования ТКО и мест накопления ТКО, в том числе контейнерных площадок, указанных в приложении № 4 к договору и их транспортированию и передаче в места размещения твердых коммунальных отходов, образуемых в зоне деятельности регионального оператора (пункт 1.1 договора).

В силу пункта 5.1.1 договора исполнитель осуществляет погрузку и транспортирование твердых коммунальных отходов, а также уборку ТКО, просыпавшегося при погрузке в мусоровоз в месте накопления ТКО, с учетом экологического законодательства Российской Федерации, законодательства в области обращения с отходами и т.п.

В соответствии с приложением № 4 к данному договору, определяющим перечень источников образования твердых коммунальных отходов, в границах территории оказания услуг исполнителя, в Приокском районе на улице Петровского, дом 23 размещено 2 контейнера (л.д. 43).

В обоснование выводов о виновности должностного лица в несвоевременном вывозе ТКО в материалы дела представлен акт от 08 апреля 2019 года № 305/6, фототаблицы к нему, а также протокол об административном правонарушении от 10 апреля 2019 года.

Между тем указанные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, бесспорно не свидетельствуют, что захламление территории, прилегающей к дому № 23 по улице Петровского крупногабаритными отходами, явилось следствием несвоевременного и некачественного вывоза ТКО специализированной организацией - ООО «СитиЛюкс НН», непринятия ФИО1, как должностным лицом общества, мер по вывозу твердых коммунальных отходов из контейнеров, расположенных по адресу: Приокский район, улица Петровского, дом 23, либо нарушение установленных сроков вывоза.

Делая выводы о виновности мастера ООО «СитиЛюкс НН» во вменяемом правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, судебные инстанции оставили без внимания, что ответственность по указанной норме возникает за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, либо нарушение сроков и (или) графика их вывоза.

Таким образом, требования норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьями районного и областного судов не выполнены, доказательства, собранные по настоящему делу с учетом доводов жалобы ФИО1 фактически не исследовались, в принятых решениях должной правовой оценки не получили. Доводы заявителя о том, что территория, прилегающая к контейнерам по указанному в постановлении адресу, не относится к зоне обслуживания ООО «СитиЛюкс НН» по существу не проверены.

С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 июня 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 29 августа 2019 года, вынесенные в отношении мастера ООО «СитиЛюкс НН» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Дело по жалобе ФИО1 на постановление административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года № 305/6/2019 подлежит направлению в Приокский районный суд города Нижнего Новгорода на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении указанной жалобы судье районного суда необходимо учесть требования статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изложенное в настоящем постановлении, разрешить жалобу с исследованием материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, проверить обстоятельства, на которые ссылается заявитель, в том числе применительно к положениям статьи 2.4 названного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 июня 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 29 августа 2019 года, вынесенные в отношении мастера ООО «СитиЛюкс НН» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, отменить.

Дело по жалобе ФИО1 на постановление административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода от 18 апреля 2019 года № 305/6/2019 направить в Приокский районный суд города Нижнего Новгорода на новое рассмотрение.

Судья О.А. Полянина