ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1231/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 марта 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 21 августа 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020 г., постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
В жалобе начальник отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия ФИО1 просит судебные решения отменить, считая их незаконными, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в установленный судебным приставом-исполнителем срок – в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, врученного должнику 23 марта 2020 г., не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС №) требования неимущественного характера, а именно: не обеспечило ФИО7 иным благоустроенным жилым помещением в <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, отвечающего требованиям действующего законодательства и санитарно-эпидемиологическим нормам, взамен ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия постановления от 21 августа 2020 г. о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Проверяя законность постановления должностного лица, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем, принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Делая выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, судебные инстанции указали на то, что на момент исполнения судебного решения об обеспечении ФИО7 благоустроенным жилым помещением, не был сформирован специализированный жилищный фонд и отсутствовало достаточное финансирование, поэтому Министерство не имело реальной возможности исполнения требований неимущественного характера в установленный срок.
При этом суды сослались на заключение между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, по которому в 2020 г. запланированы денежные средства на приобретение жилых помещений в Республике Бурятия в количестве 118 штук на общую сумму 251 259 574, 50 руб., в связи с чем лицом, привлеченным к административной ответственности, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ «УКС ПРБ» были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда, а также на длительность процедуры приобретения жилых помещений для формирования специализированного жилого фонда.
Вместе с тем, судебные инстанции не приняли во внимание, что недостаточное финансирование не является безусловным основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за совершение вмененного деяния.
Кроме того, анализ доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано отсутствием специализированного жилищного фонда и соответствующего финансирования, в обжалуемых судебных актах не приведен; доводы лица, привлеченного к административной ответственности судом фактически не проверены; какие-либо объективные доказательства, которые могли бы бесспорно подтвердить доводы Министерства, судом не исследовались и к материалам дела не приобщены; выводы суда об отсутствии вины Министерства в совершении вмененного правонарушения, должным образом не мотивированы.
Ссылаясь на письма, направленные в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и КГУ РБ «УКС ПРБ» о предоставлении благоустроенных жилых помещений, и на соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Республики Бурятия субсидии на приобретение жилья, суд не выяснил, являлись ли указанные меры своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения, вынесенного 5 сентября 2019 г., и вступившего в законную силу 23 декабря 2019 г.; судом не установлено, имелись ли у Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия объективные препятствия для принятия своевременных мер к формированию специализированного жилищного фонда и своевременному внесению предложений о выделении средств на осуществление соответствующих полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.
Данных, свидетельствующих о том, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия заблаговременно обращалось с обоснованным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, из представленных материалов не усматривается.
В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, что повлияло на исход дела.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020 г. нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе защитника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 21 августа 2020 г. направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Д.В. Недорезов