ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1246/20 от 19.03.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1246/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 19 марта 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Чернюк О.И., действующей в интересах товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Ильинский парк», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области от 29 августа 2018 года и решение судьи Раменского городского суда Московской области от 21 октября 2019 года, вынесенные в отношении товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Ильинский парк» (далее – ТСН «ТСЖ Ильинский парк», товарищество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области от 29 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Раменского городского суда Московской области от 21 октября 2019 года, ТСН «ТСЖ Ильинский парк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе защитник товарищества Чернюк О.И. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст.39, ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч.1 ст.137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (п.2); устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п.3).

В соответствии со ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7). Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч.8).

Согласно п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее – Правила №491), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В силу п.33 Правил №491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 года также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 названных Правил.

Согласно п.35 Правил №491 указанные в пунктах 31 - 34 данных Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Как усматривается из материалов дела, ТСН «ТСЖ Ильинский парк» (<адрес>) осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

По результатам проверки, проведенной Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Государственная жилищная инспекция Московской области), 20 марта 2018 года установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 3 ноября 2016 года утверждена структура и размер платы за содержание жилого помещения, а также плата за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение», выбран способ управления многоквартирным домом – управление ТСН «ТСЖ Ильинский парк».

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31 декабря 2017 года с 1 января 2018 года для членов ТСН «ТСЖ Ильинский парк» обязательные платежи установлены в меньшем размере, чем предусмотрено решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 3 ноября 2016 года.

Согласно платежным документам за ноябрь и декабрь 2017 года плата за содержание жилого помещения и плата за дополнительные услуги «охрана и видеонаблюдение» для всех собственников помещений одинаковая: содержание жилого помещения - 46,99 руб./кв.м., дополнительная услуга «охрана и видеонаблюдение» - 5,79 руб./кв.м..

Из платежных документов за январь и февраль 2018 года следует, что в нарушение требований ст.ст.39, 137, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.17, 33, 35 Правил №491 плата за содержание жилого помещения и дополнительной услуги «охрана и видеонаблюдение» дифференцирована в зависимости от того, являются или нет собственники помещений членами товарищества: для членов товарищества плата за содержание жилого помещения составляет 39,79 руб./кв.м., плата за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение» - 5,29 руб./кв.м.. Для собственников, не являющихся членами товарищества, плата за содержание жилого помещения составляет 46,99 руб./кв.м., плата за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение» - 5,79 руб./кв.м..

20 марта 2018 года Государственной жилищной инспекцией Московской области товариществу выдано предписание об устранении указанных нарушений обязательных требований в срок до 31 мая 2018 года: для всех собственников помещений указанного многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества, произвести корректировку платы за содержание жилого помещения и платы за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение» за январь-февраль 2018 года в соответствии с платой, утвержденной решением общего собрания собственников помещений от 31 декабря 2017 года, с учетом того, что плата за содержание жилого помещения и плата за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение» должна быть одинаковой для всех собственников соразмерно доли в праве общей долевой собственности общего имущества, и далее начислять в соответствии с требованиями законодательства.

Распоряжением Государственной жилищной инспекции Московской области от 31 мая 2018 года назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении ТСН «ТСЖ Ильинский парк» с целью установления исполнения предписания от 20 марта 2018 года.

Актом проверки Государственной жилищной инспекции Московской области от 25 июня 2018 года установлено, что предписание от 20 марта 2018 года не исполнено.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 22-26), предписанием (л.д. 13), распоряжениями Государственной жилищной инспекции Московской области (л.д. 6, 14), актами проверок (л.д.9-12, 18-19), протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов (л.д.31-47), платежными документами (л.д.48-55) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние товарищества правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Вопреки доводам жалобы предписание Государственной жилищной инспекции Московской области является законным.

В соответствии с требованиями ст.ст.39, 137, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.17, 33, 35 Правил №491 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. При этом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, должен определяться на основе сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 года N 5-П, выбор дополнительных критериев для определения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не должен осуществляться произвольно, а основанная на этих критериях дифференциация размеров соответствующих платежей не должна приводить к недопустимым различиям в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории.

Начисление товариществом платы за содержание жилого помещения и за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение» в зависимости от того, является или нет собственник помещения членом товарищества, не соответствует приведенным выше требованиям закона.

Вступившим в законную силу решением Раменского городского суда Московской области от 8 июля 2019 года удовлетворен иск Государственной жилищной инспекции Московской области, на ТСН «ТСЖ Ильинский парк» возложена обязанность в течение 1 месяца исполнить указанные выше требования.

Учитывая изложенное, предписание Государственной жилищной инспекции Московской области является законным.

Довод жалобы о неисполнимости предписания, поскольку ТСН «ТСЖ Ильинский парк» действовало в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31 декабря 2017 года, не может повлечь отмену судебных актов.

В силу п.3 ч.1 ст.137, ч.8 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.33 Правил №491 установление размера платы за содержание жилого помещения и платы за дополнительную услугу «охрана и видеонаблюдение» относится к компетенции не общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а товарищества, его органа управления.

ТСН «ТСЖ Ильинский парк» осуществляет начисление указанных платежей.

Учитывая изложенное, к компетенции товарищества относится исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Московской области.

Вопреки доводам жалобы требования в предписании содержат конкретные действия, которые следовало совершить товариществу.

Порядок и срок давности привлечения товарищества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено товариществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области от 29 августа 2018 года и решение судьи Раменского городского суда Московской области от 21 октября 2019 года, вынесенные в отношении товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Ильинский парк» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Чернюк О.И., действующей в интересах товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья Ильинский парк», - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов