ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1263/19 от 27.02.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-341/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 27 февраля 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» (далее ООО «УК Уютный дом») Скачковой В.Е. (далее Скачкова В.Е.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 14 Советского судебного района города Брянска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района города Брянска, от 27 июня 2019 года, решение судьи Советского районного суда города Брянска от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «УК Уютный дом» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 14 Советского судебного района города Брянска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района города Брянска, от 27 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Брянска от 16 октября 2019 года, ООО «УК Уютный дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Скачкова В.Е. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства. Указывает на процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, выражающиеся в неуказании в нем места совершения административного правонарушения, разъяснении защитнику юридического лица положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих права лица, в отношении которого ведется производство по делу. Полагает, что проверка управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии, проведена органами муниципального контроля в отсутствие полномочий.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что ООО «УК Уютный дом» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22 апреля 2015 года № 1.

Региональным представителем Фонда «Центр защиты прав граждан» в городе Брянске в отдел муниципального контроля Брянской городской администрации направлено обращение от 01 апреля 2019 года, в котором указано о фактах нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 и т.п., допущенных при содержании внутридомового газового оборудования ряда многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляется, в том числе ООО «УК Уютный дом».

Распоряжением главного муниципального инспектора - начальника управления муниципального контроля Брянской городской администрации от 23 мая 2019 года, изданного в рамках муниципального жилищного контроля в соответствии с поступившим обращением, в период с 27 мая по 31 мая 2019 года назначено проведение проверки ООО «УК Уютный дом».

Предметом проверки согласно данному распоряжению является соблюдение обществом требований пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290; раздела 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354; Правил пользования газом в части организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410.

Уведомлением муниципального жилищного инспектора от 23 мая 2019 года генеральный директор общества поставлен в известность о проведении внеплановой документарной проверки на основании положений части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ему предложено представить в срок до 30 мая 2019 года копии договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, расположенных в городе <адрес>; копии актов весеннего осмотра 2019 года общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов; письменную информацию о состоянии окрасочного слоя газопроводов, проходящих по фасадам многоквартирных домов, с приложением актов осмотра (технического обслуживания) газопроводов многоквартирных домов.

Данное уведомление отправлено по адресу юридического лица 23 мая 2019 года посредством заказной почтовой корреспонденции.

На уведомление от 23 мая 2019 года генеральным директором общества в управление муниципального контроля Брянской городской администрации направлена информация от 27 мая 2019 года № 521, в которой сообщено, что запрашиваемые документы и информация относятся к предмету лицензионного контроля, правом на осуществление которого обладает государственная жилищная инспекция Брянской области. Указано, что договор со специализированной организацией, осуществляющей работы по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающему проверку состояния окраски и крепления газопроводов, представлен в уполномоченный орган.

Данные обстоятельства, отраженные в акте проверки от 31 мая 2019 года № 250/2019, явились основанием для составления главным специалистом сектора муниципального жилищного контроля и контроля в области торговой деятельности управления муниципального жилищного контроля Брянской городской администрации в отношении ООО «УК Уютный дом» протокола об административном правонарушении от 31 мая 2019 года, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи от 27 июня 2019 года юридическое лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Судебная инстанция, рассматривающая жалобу законного представителя общества на постановление о назначении обществу административного наказания, с выводами мирового судьи согласилась.

Между тем выводы нижестоящих судебных инстанций не учитывают следующее.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный законом порядок деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок в рамках предоставленных полномочий.

Согласно положениям части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

На территории Брянской области действует Закон Брянской области, принятый Брянской областной Думой 28 марта 2013 года (с изменениями от 01 июля 2017 года) «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области», в котором определено, что предметом муниципального жилищного контроля на территории Брянской области является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Брянской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (пункт 3 статьи 3 данного Закона).

В силу пункта 5 статьи 3 указанного Закона муниципальный жилищный контроль осуществляется путем проведения в соответствии с законодательством проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Брянской области, муниципальными правовыми актами; проведения проверок выполнения предписаний органов муниципального жилищного контроля; проведения обследования муниципального жилищного фонда; реализации иных полномочий органов муниципального жилищного контроля, предусмотренных действующим законодательством.

По результатам мероприятий по муниципальному жилищному контролю уполномоченное должностное лицо муниципального жилищного контроля в порядке, установленном законодательством и муниципальными правовыми актами, составляет: 1) акт проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с формой, установленной законодательством Российской Федерации; 2) акт проверки соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, по форме, установленной актом органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль; 3) акт обследования муниципального жилищного фонда по форме, установленной актом органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль; 4) акт проверки выполнения предписания, установленный актом органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль (пункта 6 статьи 3 Закона).

Исходя из полномочий должностных лиц органа муниципального контроля, закрепленных в статье 5 Закона Брянской области «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области», к ним относятся, проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров.

Из вышеприведенных положений нормативных документов, следует, что основания для проведения внеплановой проверки, указанные в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут применяться органами муниципального жилищного контроля в отношении тех контрольных мероприятий, на проведение которых они уполномочены нормативными правовыми актами, в том числе Законом субъекта.

В рассматриваемом случае предметом проверки согласно распоряжению начальника управления муниципального контроля Брянской городской администрации от 23 мая 2019 года являлось соблюдение обществом требований, установленных Правительством Российской Федерации, которые в силу положений статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к лицензионным, и соблюдение которых проверяются должностными лицами органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля (часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Законом Брянской области, принятым Брянской областной Думой 28 марта 2013 года (с изменениями от 01 июля 2017 года) «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области» органам местного самоуправления полномочия на проведение проверок в отношении управляющих компаний, обладающих лицензиями, не делегировались.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо управления муниципального жилищного контроля администрации не имело полномочий на осуществление лицензионного контроля в отношении деятельности ООО «УК Уютный дом», связанной с содержанием общего имущества многоквартирного дома (лицензионной деятельности).

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Поскольку проверка юридического лица проведена в отсутствие на то законных оснований, составленные должностными лицами управления муниципального жилищного контроля администрации в рамках ее проведения процессуальные документы не могут быть признаны соответствующими требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и свидетельствовать о наличии в действиях ООО «УК Уютный дом» объективной стороны состава административного правонарушения, выражающегося в воспрепятствовании законной деятельности должностных лиц органа муниципального контроля.

Следует отметить, что на указанные обстоятельства общество неоднократно ссылалось в ходе производства по данному делу, однако судебными инстанциями надлежащая оценка этим доводам не дана.

С учетом изложенного, принятые по данному делу об административном правонарушении судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах вынесенные в отношении ООО «УК Уютный дом» судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу процессуальные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» Скачковой В.Е. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 14 Советского судебного района города Брянска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района города Брянска, от 27 июня 2019 года, решение судьи Советского районного суда города Брянска от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.А. Полянина