ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1288/2022 от 15.04.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 56 MS0-72

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1288/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 апреля 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Куратовой Аллы Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 15 октября 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности директора ООО «УК «Советская» Куратовой Аллы Александровны,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 декабря 2021 года, исполняющая обязанности директора ООО «УК «Советская» Куратова Алла Александровна (далее – Куратова А.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Куратова А.А. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными, указывая на нарушение права на защиту.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Основанием для составления 12 июля 2021 года в отношении исполняющей обязанности директора ООО «УК «Советская» Куратовой А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности по указанной норме, явилось грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в отказе (уклонении) ООО «УК «Советская» от передачи технической документации на многоквартирные дома № 5, № 7, расположенные по адресу: г.Орск, ул.Давыдова, и иных документов, связанных с управлением данными многоквартирными домами, выбранной управляющей организации ООО «УК «Орское».

Обосновывая выводы о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи предыдущих судебных инстанций исходили из того, что исполняющей обязанности директора ООО «УК «Советская» Куратовой А.А. допущено грубое нарушение лицензионных требований.

Согласно статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицензионным требованиям помимо указанных в пунктах 1 - 6.1 части 1 данной статьи Правительством Российской Федерации устанавливаются и иные требования.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, к таким лицензионным требованиям к лицензиату относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом "е" пункта 4 (1) Положения о лицензировании предусмотрено, что грубым нарушением лицензионных требований является нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.

Однако с такими выводами мирового судьи и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

В то же время, из протокола об административном правонарушении, составленного 12 июля 2021 года главным специалистом отдела контроля требований к управлению МКД и лицензирования государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области, следует, что ООО «УК «Советская» осуществляло управление многоквартирными домами № 5,7 по ул. Давыдова г. Орска в период с 2016 года по февраль 2020 года на основании договоров управления от 30 августа 2016 года и от 12 сентября 2016 года, а позже на основании части 3 статьи 200 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, уведомление о расторжении договора управления многоквартирным домом № 5 по ул.Давыдова, г.Орск, направленное председателем совета МКД ФИО4, получено ООО «УК «Советская» 7 июля 2020 года; уведомление о расторжении договора управления многоквартирным домом № 7 по ул.Давыдова, г.Орск, направленное председателем совета МКД ФИО5, получено ООО «УК «Советская» 15 февраля 2021 года.

В реестр лицензий сведения об управлении ООО «УК» «Орское» многоквартирным домом № 5 по ул. Давыдова г. Орска внесены решением государственной жилищной инспекции по Оренбургской области только 16 июля 2020 года за № 1064; многоквартирным домом № 7 по ул. Давыдова г. Орска внесены решением государственной жилищной инспекции по Оренбургской области только 1 марта 2021 года за № 565.

Данные обстоятельства судьями предыдущих судебных инстанций оставлены без внимания и не установлена форма управления ООО «УК «Советская» многоквартирными домами № 5,7 по ул. Давыдова г. Орска на момент совершения вмененного административного правонарушения, в то время как выяснение этого обстоятельства имеет определяющее значение для правильной квалификации выявленного правонарушения.

В силу части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лицензиата надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В силу части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

Ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, если управление многоквартирными домами № 5,7 по ул. Давыдова г. Орска в период с 2016 года по февраль 2020 года на основании договоров управления от 30 августа 2016 года и от 12 сентября 2016 года осуществлялось ООО «УК «Советская» на основании лицензии, соответственно, в этот период его деятельность подлежала лицензионному контролю. После февраля 2020 года управление данными домами на основании части 3 статьи 200 Жилищного Кодекса Российской Федерации указывает на прекращение действия договоров управления и осуществления лицензируемой деятельности и при таких обстоятельствах в отношении указанных многоквартирных домов может быть осуществлен государственный жилищный надзор и данное обстоятельство подлежит обязательному выяснению, так как имеет значение для правильного разрешения дела.

Вывод о наличии у ООО «УК «Советская» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в настоящем случае правого значения не имеет, поскольку осуществление управления многоквартирными домами № 5,7 по ул. Давыдова г. Орска после февраля 2020 года на основании части 3 статьи 200 Жилищного Кодекса Российской Федерации, как указано в протоколе об административном правонарушении, свидетельствует о прекращении осуществления лицензируемой деятельности в отношении данных домов.

Учитывая вышеизложенное, выводы о наличии в действиях исполняющей обязанности директора ООО «УК «Советская» Куратовой А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделаны без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Мировым судьей при рассмотрении настоящего дела требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела об административном правонарушении не выполнены, не приняты необходимые меры к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Требования статьи 26.1 настоящего Кодекса о выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения не соблюдены.

Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи указанные недостатки не устранены.

Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено вынесение решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенное нарушение процессуальных требований носит принципиальный, существенный характер, повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 декабря 2021 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Орска Оренбургской области.

При новом рассмотрении дела судье Советского районного суда г. Орска Оренбургской области следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, в том числе для установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела, по результатам рассмотрения дела принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу Куратовой Аллы Александровны удовлетворить частично.

Решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 декабря 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности директора ООО «УК «Советская» Куратовой Аллы Александровны, отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении с жалобой Куратовой Аллы Александровны на постановление мирового судьи судебного участка №9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 15 октября 2021 года на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Орска Оренбургской области.

Судья С.И. Шкуров

Постановление15.04.2022