ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1291/2021 от 30.07.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1291/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 30 июля 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу начальника Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни Ульзитуева Виталия Викторовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Восточного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 15 мая 2020 года и решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Листина»,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи Восточного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 21 августа 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Листина» (далее - ООО «Листина», Общество) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни Ульзитуев В.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.

ООО «Листина», извещённое в порядке части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, в установленный срок свои возражения на жалобу не направило.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вывоз товаров из Российской Федерации предполагает фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований Лесного законодательства Российской Федерации в части обязательной маркировки древесины.

Материалами дела установлено, что 3 марта 2020 года ООО «Листина» на Биробиджанский таможенный пост Биробиджанской таможни при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в электронном виде подало таможенную декларацию № 10708020/030320/0000432 на перемещаемый из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику в железнодорожном транспортном средстве вагон № 54835798 ТТН 28632651 товар.

Согласно таможенной декларации № 10708020/030320/0000432 под таможенную процедуру экспорта ООО «Листина» заявило товар № 1 «Пиловочник дубовый (дуб монгольский OUERCUS MONGOLICA») неокоренный, необработанный, небрусованный, необработанный консервантом 1 и 2 сорта…», общим объёмом с учётом коры – 52,73 м3.

5 марта 2020 года по окончании документальной проверки таможенной декларации № 10708020/030320/0000432 таможенными органами принято решение о выпуске товара. Указанный железнодорожный вагон с лесоматериалами проследовал на Пограничный таможенный пост Уссурийской таможни – в место фактического убытия товаров.

Уведомление об убытии товаров на железнодорожное транспортное средство, вагон 54835798 было подано на Пограничный таможенный пост Уссурийской таможни 12 марта 2020 года в 4 часа 15 минут, о чём должностным лицом Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни сделана отметка в виде штампа на передаточной ведомости № 746 с указанием даты и времени уведомления об убытии товаров из Российской Федерации.

В комплекте документов, представленном для убытия товарной партии, имелась ведомость учёта и маркировки ценных парод с указанием номера декларации о сделках с древесиной – 0002015600022818002721239222 и маркировки ценных пород, для проверки информации на портале Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС). При запросе сведений о маркировке древесины на портале ЕГАИС на основании номера декларации о сделке с древесиной – 0002015600022818002721239222 установлено, что бирки имеют статус «черновики». Должностным лицом ОСТП № 2 была выявлена необходимость проведения фактического контроля в целях установления факта наличия бирок на торцах брёвен лесоматериалов, с последующим сравнением сведений указанных на торцах брёвен со сведениями в ЕГАИС.

По результатам проведённого таможенного контроля был составлен акт таможенного осмотра № 10716070/150320/000185.

По результатам проведённого таможенного осмотра установлено, что на железнодорожной платформе Российской Федерации № 54835798 перемещается товар в виде лесоматериалов (пиловочник) лиственной породы, неокоренный, необработанный консервантом.

Исходя из внешних, морфологических признаков породный состав разгруженных сортиментов был определён как дуб монгольский.

При осмотре установлено, что на торцах с двух сторон каждого бревна металлическими (мебельными) скобами прикреплён бумажный ламинированный ярлык из глянцевой бумаги белого цвета, на который типографическим способом нанесена следующая информация:

ООО «Листина», ИНН <данные изъяты>, номер декларации о сделке с древесиной: 0002015600022818002721239222, Бирка № 11, для каждого бревна свой номер, а именно: 029, 045, 051, 031, 009, 052, 027, 022, 030, 040, 018, 015, 042, 047, 013, 008, 024, 006, 021, 053, 012, 033, 023, 034, 017, 007, 032, 048, 054, 003, 038, 001, 041, 050, 004, 002, 035, 036, 010, 026, 014, 037, 039, 028, 025, 020, 005, 046, 019, 044, 049, 016, 043, и с левой стороны ярлыка имеется QR штрих-код, а также на торцах брёвен цветным маркером нанесены обозначения в виде арабских цифр.

При запросе сведений о маркировке древесины, на портале ЕГАИС на основании номера декларации о сделке с древесиной 0002015600022818002721239222, указанного в сопроводительном документе на транспортировку древесины и в графе 44 таможенной декларации № 10708020/030320/0000432, выявлен факт несвоевременного внесения в ЕГАИС информации о проведённой маркировке древесины ценных лесных пород, а именно пиловочник дубовый.

Так, согласно вкладке «История» (в которой на портале ЕГАИС можно просмотреть совершаемые действия с момента создания записи) указана информация о Создание (бирка) Подписание (бирка) в окне «ДАТА», бирки подписаны 12 марта 2020 года.

Информация о проведённой маркировке древесины по номеру декларации о сделке с древесиной № 0002015600022818002721239222, не была внесена в ЕГАИС до дня заявления товаров к фактическому убытию с таможенной территории ЕАЭС (передаточная ведомость от 12 марта 2020 года № 746).

Таким образом, по результатам проведённого таможенного контроля было установлено отсутствие до фактического вывоза в ЕГАИС сведений о маркировке древесины ценных пород - пиловочник дуба монгольского, неокоренный, необработанный консервантом. 1 и 2 сорта, общим объёмом с учётом коры - 52.73 м3, в количестве 54 бревна (бирки).

На основании указанных фактов должностным лицом ОСТП № 2 Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни сделан вывод о нарушении ООО «Листина» требований статьи 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 года № 1161 «Об утверждении положения о маркировке древесины ценных пород (дуб, бук, ясень)» в части представления сведений о маркировке вывозимой древесины ценных пород в ЕГАИС не позднее одного дня до её вывоза из Российской Федерации.

21 марта 2020 года государственным таможенным инспектором ОСТП № 2 Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни Отовчиц А.В. в отношении ООО «Листина» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи производство в отношении юридического лица прекращено, в связи с отсутствием в действиях Общества состава правонарушения.

Выводы мирового судьи поддержаны судьёй районного суда.

В силу части 1 статьи 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации определённая в соответствии с частью 2 статьи 50.3 настоящего кодекса древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими её вывоз из Российской Федерации.

Согласно части 2 названной статьи Лесного кодекса Российской Федерации информация о маркировке древесины представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз такой древесины из Российской Федерации, в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, не позднее одного дня до её вывоза из Российской Федерации.

Частью 2 статьи 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что виды древесины, на которые распространяются требования настоящей главы, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Первоначально Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учёте сделок с ней, был установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 года № 1047-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 года № 1161 утверждено Положение о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения маркировка древесины ценных пород осуществляется путём поштучного крепления на древесину ценных пород бирки, содержащей сведения, указанные в пункте 6 настоящего Положения.

При маркировке древесины ценных пород должна обеспечиваться возможность нанесения и считывания сведений о маркируемой древесине ценных пород, размещённых на бирке, с использованием технических средств (пункт 5 Положения).

Бирка содержит следующие сведения: а) наименования юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, осуществляющего вывоз древесины ценных пород из Российской Федерации; б) номер бирки; в) номер декларации о сделке с древесиной (пункт 6 Положения).

Бирка жёстко крепится на торец древесины ценных пород на расстоянии не менее 20 мм от края торца без коры (пункт 8 Положения).

Согласно пункту 9 Положения бирка должна соответствовать следующим требованиям: а) материал и метод крепления бирки должны обеспечивать стойкость бирки к механическим и атмосферным воздействиям (температура, осадки, ветер) при хранении и транспортировке древесины ценных пород; б) материал и способ нанесения информации с бирки; в) размер бирки должен обеспечивать размещение на ней информации, указанной в пункте 6 настоящего Положения; г) знаки, буквы и цифры на бирке должны быть визуально распознаваемы, высотой не менее 4 мм и обеспечивать возможность считывания сведений с бирки с использованием технических средств.

Судом первой инстанции установлено, что 12 марта 2020 года ООО «Листина» размещена информация о маркировке древесины в установленном законом порядке на портале ЕГАИС.

В декларации о товаре отражено, что разрешено продление срока выпуска товаров до 16 марта 2020 года.

15 марта 2020 года произведён Таможенный осмотр товара инспектором ОСТП № 2 Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни. На момент данного осмотра товар не был перемещён с территории Российской Федерации, информация о маркировке древесины в системе ЕГАИС размещена.

Передаточная ведомость от 12 марта 2020 года № 746 не может расцениваться как документ, свидетельствующий о дате вывоза товара с территории Российской Федерации, поскольку в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза передаточная ведомость предоставляется при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза.

Маркировка товара – древесины ООО «Листина» произведена в соответствии с Положением о маркировке древесины ценных лесных пород, что подтверждается Актом таможенного осмотра № 10716070/150320/000185 от 15 марта 2020 года, каких-либо нарушений при осмотре не выявлено.

С учётом изложенного, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО «Листина» состава вменяемого административного правонарушения и необходимости прекращения производства на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств по делу об административном правонарушении не может служить основанием к отмене судебных актов.

Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Девятом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица административного органа срок давности привлечения ООО «Листина» к административной ответственности истёк, а производство по делу в отношении Общества было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу утрачена.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановленных по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи Восточного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 15 мая 2020 года и решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Листина», оставить без изменения, жалобу начальника Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни Ульзитуева Виталия Викторовича - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский