ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1294/20 от 21.05.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1294/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 21 мая 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО4, на вступившие в законную силу постановление государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Приволжскнефтедобыча»,

установил:

постановлением государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года ООО «Приволжскнефтедобыча» (далее-Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2019 года постановление государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года изменено в части вида наказания.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 17 октября 2019 года решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2019 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО4 ставит вопрос об отмене решения судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2019 года и решения судьи Волгоградского областного суда от 17 октября 2019 года и оставлении без изменения постановления государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года. В обоснование доводов жалобы главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО4 указывает на то, что проведение соответствующих инструктажей работников ФИО2, который не имел на это полномочий и соответствующих знаний для этого, не могут быть призваны инструктажами, соответствующими требованиям законодательства. Кроме того, ФИО2 сам выполнял работу в Обществе без прохождения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ), работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со статьей 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно статьи 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29 (далее - Порядок), обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Согласно п.2.1.3 Порядка, кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно п.2.1.4 Порядка, первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.

В силу п.2.3.1 Порядка, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с п.2.3.2 Порядка, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

- руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

- специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО3 от 01 апреля 2019 года, в отношении Общества проведена плановая выездная проверка в период с 24 апреля 2019 года по 08 мая 2019 года с целью осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 01 апреля 2019 года, согласно которому в деятельности Общества в числе прочего выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

- в нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, Постановления Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ, руководитель организации ФИО2, не прошел обучение по охране труда по соответствующим программам в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- первичный и вводный инструктажи на рабочих местах в Обществе со всеми работниками организации в 2019 года проводились руководителем ФИО2, не имевшим право проводить первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж, поскольку не проходил в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

В отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Судья районного суда, изменяя постановление в части вида наказания на предупреждение, исходил из того, что со стороны Общества были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований о порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) при допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей, суду не представлено.

Вместе с тем, на момент составления 15 мая 2019 года протокола об административном правонарушении руководитель Общества ФИО2 прошел обучение в ООО «РУЦ» на основании договора от 01 апреля 2019 года , что подтверждается копиями предоставленных в материалы дела удостоверений.

Руководствуясь частью 1.1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, судья районного суда посчитал возможным назначить Обществу наказания в виде предупреждения.

Судья областного суда законно и обоснованно оставил данное решение судья районного суда без изменения.

Доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.

В связи с изложенным, считаю, что постановление государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 17 октября 2019 года, подлежат оставлению без изменения, а жалоба главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО4 – без удовлетворения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление государственной инспекции труда в Волгоградской области от 21 мая 2019 года, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 17 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО4, – без удовлетворения.

Судья