ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1300/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФИО8»,
установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «ФИО9» (далее ООО «ФИО10», общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области ФИО12., направивший материалы дела на рассмотрение мировому судье, просит отменить решение судьи районного суда, приводя доводы о его незаконности.
От законного представителя ООО «ФИО13» ФИО7 поступили возражения на жалобу должностного лица.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а равно порядка хранения материалов теле- и радиопередач влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ) производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют, в том числе во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию по два обязательных экземпляра фонопродукции, кинопродукции в виде позитивных копий, а также по два обязательных экземпляра видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир.
Из дела следует, что ООО «ФИО14» в нарушение части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ, не направило не позднее чем через месяц со дня выхода в эфир по два обязательных экземпляра аудиовизуальной продукции на электронных носителях во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию, а именно:
10 июля 2019 года (время истечения последних суток периода, предусмотренного для передачи на государственное хранение в ФГУП "ВГТРК" материалов <данные изъяты>", вышедших в эфир 9 июня 2019 года (момент истечения месяца со дня выхода в эфир) и далее за период с 30 июня по 9 июля 2019 года (неисполнение обязанности передачи аудиовизуальной продукции получателю обязательных экземпляров документов материалов, вышедших в период с 31 мая по 8 июня 2019 года);
16 июня 2019 года (время истечения последних суток периода, предусмотренного для передачи на государственное хранение в ФГУП "ВГТРК" материалов <данные изъяты>", вышедших в эфир 15 мая 2019 года (момент истечения месяца со дня выхода в эфир) и далее за период со 2 по 15 июня 2019 года (неисполнение обязанности передачи аудиовизуальной продукции получателю обязательных экземпляров документов материалов, вышедших в период с 1 по 14 мая 2019 года);
30 мая 2019 года (время истечения последних суток периода, предусмотренного для передачи на государственное хранение в ФГУП "ВГТРК" материалов <данные изъяты> вышедших в эфир 29 апреля 2019 года (момент истечения месяца со дня выхода в эфир) и далее за период с 6 по 29 мая 2019 года (неисполнение обязанности передачи аудиовизуальной продукции получателю обязательных экземпляров документов материалов, вышедших в период с 5 по 28 апреля 2019 года).
В связи с чем специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Кировской области в отношении общества 6 августа 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО «Эврика» к административной ответственности по статье 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из доказанности вины общества в совершении данного административного правонарушения.
Отменяя судебный акт и прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда указано на то, что протокол об административном правонарушении от 6 августа 2019 года и обжалуемое постановление не содержат полного описания события правонарушения, поскольку не указан конкретный вид обязательного экземпляра документа, который в нарушение установленного законом порядка не был представлен на государственное хранение, иных данных, позволяющих определить событие правонарушения, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца со дня его совершения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем срока, в который соответствующая обязанность не была исполнена, и на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2019 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а срок давности привлечения ООО «ФИО15» к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФИО16», оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук