ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1303/2022 от 28.07.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1303/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар 28 июля 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» Набережных Д.Э. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова») от 6 ноября 2019 года, решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (далее – ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» от 6 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года, ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д.93-95).

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года жалоба защитника ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» оставлена без рассмотрения ввиду отсутствия полномочий на подписание и подачу жалоб (т.1 л.д.233-235).

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года (т.1 л.д.299-300).

Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2020 года определение судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года отменено, дело возвращено в Краснодарский краевой суд для решения вопроса о принятии жалобы к производству (т.2 л.д.47-51).

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 года постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 ноября 2019 года и решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года оставлены без изменения (т.2 л.д.65-72).

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

Статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 1 статьи 22, пункты 1 - 3 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ).

Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, признаны особо охраняемыми водными объектами (часть 1 статьи 61, статья 66 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ) определено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24 июля 1958 г. № 467 «Об определении границ Приазовского республиканского заказника на водоплавающую и болотную дичь» установлены границы территории Приазовского республиканского заказника.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2055-р государственный природный заказник «Приазовский» приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» (далее - Положение). Управление заказником осуществляет ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природы России.

Согласно пункту 1.8 Положения, территория заказника входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включенной в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.».

Исходя из подпункта 9 пункта 3.1 и пункта 3.6 Положения на территории заказника запрещаются строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника; строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства допускаются только по согласованию с Минприроды России.

Пунктом 3.7 Положения предусмотрено, что проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

В силу пункта 4 Правил предоставления проектной документации объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822 (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822), проектная документация в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых, природных территорий федерального значении для проведения экологической экспертизы представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 1 октября 2019 года в ходе обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было выявлено, что на особо охраняемой природной территории в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» в районе в 200 метрах от насосной станции на юго-запад в 25 метрах от уреза воды Главного коллекторного сброса (канала) обнаружен экскаватор RM TEREX ТХ 220 белого цвета на гусеничном ходу, государственный , который осуществлял работы по выемке и перемещению грунта на площади 30*15 метров, при этом зафиксировано нарушение почвенного покрова. Указанные работы проводились ООО «Инженерные технологические системы» по Государственному контракту от 10 июля 2018 года, заказчиком работ являлся ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» в рамках осуществления работ по реконструкции насосных станций 1,2,3,4,5,6,13 Черноерковской оросительной системы Славянского района Краснодарского края согласно проектной документации Проектно-изыскательного института «Кубаньводпроект» и обоснований, сделанных Институтом безопасности гидротехнических сооружений. Однако, в нарушение пункта 5 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, подпункта 9, пунктов 3.1, 3.6, 3.7 раздела III Положения, пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822, учреждением не предоставлено документов на согласование хозяйственной деятельности на территории государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» и заключение государственной экологической экспертизы федерального значения.

Факт совершения ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» административного правонарушения и его виновность подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.96-98), копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1 л.д.107-108), копией докладной должностного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» (т.1 л.д.109), копией акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований и приложенной к нему фототаблицей (т.1 л.д.110-116) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что учреждение имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательством требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Довод жалобы о том, что учреждение не было уведомлено о наличии особого режима территории при эксплуатации насосной станции, не ставит под сомнение выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности учреждения и не влечет отмену состоявшихся по делу актов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», первоначальный текст которого был опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 31 от 2 августа 2010 года.

Сведения об указанном Положении и границах особо охраняемой природной территории находятся в общем доступе, в том числе в сети Интернет, не могли быть не известны ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» в силу специфики работы указанного учреждения.

Ссылка заявителя на выдачу 17 августа 2010 года администрацией сельского поселения Голубая разрешения на реконструкцию насосной станции Черноерковской оросительной системы расположенной по адресу:, ПК 130 , до утверждения Положения, не может быть признана заслуживающей внимание.

Участок в районе в 200 метрах от насосной станции на юго-запад в 25 метрах от уреза воды Главного коллекторного сброса (канала), по которому при описанных выше обстоятельствах осуществлялись работы по реконструкции насосной станции, находится в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский».

Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 ноября 2019 года, решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» Набережных Д.Э. без удовлетворения.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

судья городского суда Пелюшенко Ю.Н. № 12-89/2019

судья краевого суда Третьяков С.В. № 12-1712/2020

судья кассационного суда Монмарь Д.В. № 16-5710/2020

судья краевого суда Попова С.Г. № 12-1023/2021

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-7084/2021, 16-1303/2022