№ 16-7085/2021
№ 16-1304/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 21 июля 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 на вступившие в законную силу решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Племзавод Урупский»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от 20 ноября 2020 года АО «Племзавод Урупский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года постановление от 20 ноября 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 7 июля 2021 года решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, ставит вопрос об отмене решения судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года и решения судьи Краснодарского краевого суда от 7 июля 2021 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон от 24 июня 1998 года) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июня 1998 года подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
В соответствии со статьей 9 Закона от 24 июня 1998 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03 октября 2015 года №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года, после осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документации предприятия.
Как следует из материалов дела, 30 октября 2020 года в 11 часов 00 минут Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2019 года, АО «Племзавод Урупский» были обезврежены отходы – навоз крупного и мелкого рогатого скота свежий, в количестве 6500 тонн. Этот факт подтверждается и письмом генерального директора АО «Племзавод Урупский» ФИО1 от 29 сентября 2020 года.
Лицензия на обезвреживание отхода «навоз крупного рогатого скота свежий», «навоз мелкого рогатого скота свежий» 4 класса опасности АО «Племзавод Урупский» не выдавалась.
Однако АО «Племзавод Урупский» в отчете 2-ТП-отходы учитывает «навоз крупного рогатого скота свежий», «навоз мелкого рогатого скота свежий» как отход.
Следовательно, АО «Племзавод Урупский» не исполняются условия, прописанные в разъяснениях Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 мая 2016 года № и требования законодательства в области обеспечения безопасного обращения с отходами.
Таким образом, АО «Племзавод Урупский» в процессе своей деятельности обезвреживает отход «Навоз крупного рогатого скота свежий» 4 класса опасности, в нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального Закона от 24 июня 1998 года.
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении от 20 октября 2020 года, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях АО «Племзавод Урупский» отсутствует состав административного правонарушения, ввиду того, что у АО «Племзавод Урупский» отсутствовали обязанности лицензирования деятельности по транспортированию и размещению отхода IV класса опасности - навоза крупного рогатого скота свежего, и соответственно, к выводу об отсутствии в действиях АО «Племзавод Урупский» состава вменяемого административного правонарушения, поскольку образующийся в хозяйственной деятельности по выращиванию крупного рогатого скота навоз является не отходом, а удобрением для сельскохозяйственного производства по выращиванию зерновых культур, требования пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 11 Закона от 24 июня 1998 года, части 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ на общество в этой части деятельности не распространяются, в связи с чем прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Племзавод Урупский».
С данным выводом согласился судья краевого суда, указав на то, что вынося постановление о привлечении АО «Племзавод Урупский» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ, административным органом не были установлены все имеющие значения для рассмотрения дела обстоятельства административного правонарушения, вмененного АО «Племзавод Урупский».
Считаю выводы судьи районного суда и судьи краевого обоснованными.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем вопрос о виновности АО «Племзавод Урупский» повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Учитывая изложенное, решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 июля 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 февраля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 – без удовлетворения.
Судья