ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1305/2021 от 02.03.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1305/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Татарстан ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 августа 2019 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 августа 2019 г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Татарстан ФИО1 просит изменить постановление судьи районного суда путем исключения указания на назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролирующего перемещения его через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

ФИО2, извещенный в порядке части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста, возражений не представил.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> около <адрес> был выявлен гражданин Республики Абхазии ФИО2, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 2) и другими представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Таким образом, ФИО2 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.

Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 февраля 1998 года № 6 -П, от 23 мая 2017 года № 14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в Абхазской АССР.

Из копии ответа Посольства Республики Абхазия в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по сведению МИД Республики Абхазия и ПУ МВД Республики Абхазия гражданин ФИО2 в гражданстве Республика Абхазия не состоит, а также общегражданским внутренним и заграничным паспортами гражданина Республики Абхазия не документировался.

Также сообщено, что согласно «Положению об оформлении Свидетельства на въезд (возвращение) в Республику Абхазия», Свидетельство выдается только гражданам Республики Абхазия, утерявшим в период их пребывания за пределами Республики общегражданский национальный либо заграничный паспорт гражданина Республики Абхазия. Посольство Республики Абхазия не представляет возможным выдать Свидетельство на въезд (возращение) в Республику Абхазия гражданину ФИО2

Таким образом, ФИО2 является лицом без гражданства и реальная возможность его выдворения за пределы Российской Федерации утрачена, поскольку документов, удостоверяющих личность, ФИО2 не имеет.

ФИО2 на основании постановления судьи районного суда с ДД.ММ.ГГГГ содержится в специальном учреждении - Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по г. Набережные Челны Республики Татарстан.

В рассматриваемом случае при отсутствии документа, удостоверяющего личность ФИО2, а также государства, готового его принять, ФИО2, помещенный в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по г. Набережные Челны Республики Татарстан, может быть лишен свободы на неопределенный срок.

Наличие указанных обстоятельств указывает на неоправданную длительность разрешения вопроса исполнения постановления суда в части административного выдворения.

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, учитывая, что исполнение административного наказания в виде административного выдворения ФИО2 за пределы Российской Федерации в настоящее время является невозможным, иной процедуры пересмотра судебных актов при изложенных обстоятельствах действующим законодательством не предусмотрено, постановление судьи Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

протест заместителя прокурора Республики Татарстан ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 августа 2019 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Исключить из него указание на назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролирующего перемещения его через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.

Судья Р.А. Набиев

Решение02.03.2021