ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1308/19 от 28.02.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-422/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу С.А.Л. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан С* от 21 марта 2019 г. , решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 июля 2019 г., решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела экологии Управления технического надзора акционерного общества «Татэнерго» С.А.Л.,

установила:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан С* от 21 марта 2019 г. , оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 июля 2019 г., решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г., должностное лицо - начальник отдела экологии Управления технического надзора акционерного общества «Татэнерго» (далее - АО «Татэнерго») С.А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе С.А.Л. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении него по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу в отношении него прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Указанные лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

Пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административный: правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами административного органа в ходе плановой выездной проверки АО «Татэнерго» по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес> выявлено представление неполной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении актов за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и договоров на оказание услуг по капитальному ремонту зданий и сооружений установлено, что проведены капитальный ремонт и разборка зданий и сооружений, числящихся на балансе АО «Татэнерго». В результате образовались отходы: мусор от сноса и разборки зданий несортированный код отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений код , которые не отражены в декларации о плате за негативное воздействие па окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, не внесена плата.

На филиалах АО «Татэнерго» <данные изъяты>, <данные изъяты> в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ представлена недостоверная информация, отходы фактически размещены на полигоне ТКО «<данные изъяты>», в документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, и в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ указан полигон ООО «<данные изъяты>». При смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, требуется переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Передача отходов без переоформления лимита, приравнивается к сверхлимитному размещению и подлежит внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере. До момента переоформления лимитов по филиалу <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, по филиалу <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ необходимо произвести перерасчет с применением коэффициента 5.

При рассмотрении проектной документации по строительству выявлено отсутствие начисления платы в соответствии с проведёнными строительными работами.

За указанные нарушения постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по РТ от ДД.ММ.ГГГГС.А.Л. привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и виновность С.А.Л. подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо нарушений, актом проверки с подробным описанием выявленных нарушений, должностной инструкций начальника отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго» и другими материалами дела.

Пунктом 1 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4).

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартана) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (пункт 3 статьи 16.4).

Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255.

Согласно пункту 5 указанных Правил плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную ши иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии С.А.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Действия С.А.Л. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьями нижестоящих судов на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины должностного лица - начальника отдела экологии Управления технического надзора акционерного общества «Татэнерго» С.А.Л. в его совершении.

Кроме того, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ административным органом составлен акт проверки , на основании которого Управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ АО «Татэнерго» выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (которые послужили основаниями для привлечения С.А.Л. к административной ответственности по настоящему делу), законность которого была подтверждена постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ ().

Порядок привлечения С.А.Л. к административной ответственности соблюден. Данных о нарушении проверяющим органом прав должностного лица в ходе производства по административному делу не получено.

Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях С.А.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно, своевременно выяснены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность С.А.Л. в совершении данного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доводы жалобы С.А.Л. по существу представляют собой его субъективную оценку обстоятельств произошедшего, сводятся к выражению несогласия с оценкой, данной судебными инстанциями фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем указанные доводы не подлежат удовлетворению.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.

Административное наказание назначено С.А.Л. в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан С* от 21 марта 2019 г. , решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 1 июля 2019 г., решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г., вынесенные в отношении С.А.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу С.А.Л. - без удовлетворения.

Судья Э.Г. Штейн