ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-1315/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 4 марта 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N3 Вольского района Саратовской области от 25 мая 2020 года, решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 7 июля 2020 года, вынесенные в отношении заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области",
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Вольского района Саратовской области от 25 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 7 июля 2020 года, заместитель председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить указанные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Заместитель межрайонного прокурора Вольской межрайонной прокуратуры, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, представил возражения, в которых просит оставить без изменения вышеперечисленные акты, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, работником многофункционального центра либо работником муниципального учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению муниципальных услуг, порядка предоставления муниципальной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной муниципальной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, повлекшее непредоставление муниципальной услуги заявителю либо предоставление муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как усматривается из материалов дела, 14 апреля 2020 года заместителем Вольского межрайонного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" в отношении заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района ФИО1 за не осуществление с ее стороны должного контроля за исполнением распоряжения о проведении аукциона подчиненными работниками, в результате чего был нарушен порядок предоставления права на размещение нестационарных объектов, который повлек необоснованный отказ в предоставлении муниципальной услуги индивидуальному предпринимателю ФИО4.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района ФИО1 к административной ответственности, установленной указанной нормой.
В силу статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Таким образом, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления полномочиями по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно частям 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
17 января 2020 года постановлением администрации Вольского муниципального района N 58 утвержден порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Вольск (далее по тексту - Порядок).
В силу пункта 1.4 Порядка уполномоченным органом по проведению торгов на право размещения нестационарных торговых объектов является Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"(далее – Федеральный закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В этой связи согласно Закону N 210-ФЗ основными характеристиками, позволяющими отнести полномочия к муниципальным услугам, являются: заявительный порядок обращения за предоставлением муниципальных услуг; принятие решений о предоставлении муниципальных услуг осуществляется ответственным органом местного самоуправления; наличие у органа, осуществляющего предоставление муниципальных услуг, соответствующих полномочий, закрепленных в нормативной правовой базе; предоставление муниципальных услуг осуществляется в отношении физических или юридических лиц либо их уполномоченных представителей, обратившихся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, с запросом о предоставлении услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Таким образом, полномочие является муниципальной услугой в случае ее соответствия в полном объеме критериям, установленным Законом N 210-ФЗ.
Проанализировав положения Федерального закона N 210-ФЗ, мировой судья, с доводами которого согласился судья районного суда, пришел к правильному выводу о том, что предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов является муниципальной услугой, поскольку подпадает под указанные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ критерии, а именно: имеет заявительный характер обращения; принятие решения о предоставлении муниципальной услуги осуществляется непосредственно органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие нормативно закрепленные полномочия; предоставление муниципальной услуги осуществляется в отношении физических или юридических лиц, обратившихся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Отсутствие же в Перечне муниципальных услуг администрации Вольского муниципального района в рамках деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района, утвержденном постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 20 января 2020 года N 77, указанной услуги не является основанием для освобождения должностного лица органа местного самоуправления от обязанности по соблюдению порядка при предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Вольска.
По указанным основаниям доводы жалобы о том, что проведение аукционных торгов по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов не является муниципальной услугой, не входит в Перечень муниципальных услуг, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Вольского района Саратовской области от 25 мая 2020 года, решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 7 июля 2020 года, вынесенные в отношении заместителя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.4 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО " Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова