ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-378/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 05 марта 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 (далее ФИО1) на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Орловской области от 14 декабря 2018 года, решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 07 марта 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 07 мая 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела экологической безопасности и регионального природопользования Брянского районного управления акционерного общества (далее БРУ АО) «Транснефть-Дружба» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области от 14 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Орловского районного суда Орловской области от 07 марта 2019 года, решением судьи Орловского областного суда от 07 мая 2019 года, должностное лицо - начальник отдела экологической безопасности и регионального природопользования БРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на недоказанность факта осуществления обществом деятельности по обращению с отходами производства – «трубы стальные с битумной или полимерной изоляцией». Указывает, что административным органом не установлена дата совершения административного правонарушения. Ссылается, что должностное лицо общества не является субъектом административного правонарушения.
На указанную жалобу заместителем прокурора Орловского района Орловской области представлены возражения, в которой он полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица общества к административной ответственности).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
Пунктами 2, 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункты 1, 2 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно пунктам 3, 4, 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 (далее – Правила № 712) на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данными Правилами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 августа 2016 года № 463 федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) дополнен следующими записями, в частности 4 69 522 12 51 4 - трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, 4 69 522 13 51 4 - трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела АО «Транснефть-Дружба» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, включая трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (код <данные изъяты>) и трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (код <данные изъяты>), на основании лицензии от 06 июня 2018 года № 077 079, в том числе по адресам № 4 (<адрес>») и № 43 (<адрес>) (том 2 л.д. 237-239, 247-248).
В ходе проверки, проведенной в период с 12 по 28 ноября 2018 года прокуратурой Орловского района Орловской области, установлено, что при осуществлении деятельности НПС «Новоселово» и ЛДПС «Стальной Конь» АО «Транснефть-Дружба», в числе иных в 2016-2017 годах образовались отходы IV класса опасности: трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные отработанные нефтепроводов с битумной изоляцией, что подтверждается информацией, предоставленной БРУ АО «Транснефть-Дружба» (том 2 л.д. 188-195).
При этом, как установлено проверкой, паспорта на указанные отходы IV класса опасности утверждены обществом в феврале 2018 года, в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, данные виды отходов отсутствуют; в отчете 2ТП-отходы за 2017 год, а также в журнале первичного учета движения отходов за вышеуказанный период данные отходы не отражены (том 1, л.д. 8-12).
Приведенные обстоятельства явились основанием для вынесения 28 ноября 2018 года заместителем прокурора Орловского района Орловской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ФИО1 постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Орловской области от 14 декабря 2018 года к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения должностным лицом АО «Транснефть-Дружба» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: актом проверки от 12 ноября 2018 года (том 2 л.д. 249); письмом АО «Транснефть-Дружба» от 08 ноября 2018 года (том 2 л.д. 192-195); приказом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16 октября 2017 года № 480 (том 2 л.д. 181-183, 172-177); отчетами 2-ТП отходы (том 2 л.д. 66-77, 50-55, 38-49) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица общества ФИО1, не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по вменяемой статье в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства об отходах производства и потребления, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке норм закона, выводы о виновности начальника отдела экологической безопасности и регионального природопользования БРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
ФИО1 является начальником отдела экологической безопасности и регионального природопользования БРУ АО «Транснефть-Дружба», на указанную должность назначен приказом генерального директора БРУ АО «Транснефть- Дружба» от 03 апреля 2017 года № 115-к (том 2 л.д. 258).
Согласно должностной инструкции начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования БРУ АО «Транснефть-Дружба» от 29 марта 2017 года начальник отдела обязан организовать работу по своевременному получению разрешительной документации по природоохранной деятельности, осуществляемой БРУ АО «Транснефть-Дружба», обеспечивать соблюдение порядка предоставления статистической и оперативной отчетности в территориальные органы контроля и надзора Российской Федерации; обеспечивать работу с опасными отходами производства, накопление и передачу опасных отходов сторонним организациям, имеющим лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Исходя из положений раздела 4 должностной инструкции, начальник отдела несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных инструкцией (пункт 4.1).
С данной инструкцией ФИО1 был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись (том 2 л.д. 257-250).
Исходя из указанных положений должностной инструкции, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ФИО1 в соответствии с требованиями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности возложенных на него обязанностей, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями.
Таким образом, ФИО1, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением в деятельности управления требований природоохранного законодательства, обоснованно привлечен к административной ответственности за допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обращения с отходами производства, выразившиеся в том, что деятельность управления по обращению с отходами производства, отнесенными к IV классу опасности, осуществлялась без их первичного учета и предоставления соответствующей отчетности за 2017 год, в отсутствие внесения соответствующих изменений в нормативы образования отходов производства и лимиты на их размещение.
Вопреки доводу жалобы о недоказанности факта осуществления НПС «Новоселово» и ЛДПС «Стальной Конь» АО «Транснефть-Дружба» деятельности в области обращения с отходами производства, отнесенными к IV классу опасности (трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные отработанные нефтепроводов с битумной изоляцией), в материалы дела представлена информация БРУ АО «Транснефть-Дружба» от 08 ноября 2018 года, направленная руководителю Управления Росприроднадзора по Орловской области, согласно которой управление подтверждает тот факт, что по НПС «Новоселово» в 2016 году образовалось 8 724,3 тонны отработанных стальных труб нефтепроводов, в 2017 году - 7 811,87 тонн, в 1-3 кварталах 2018 года - 0 тонн; по ЛДПС «Стальной Конь» в 2017 году образовалось 6 429,78 тонн отработанных стальных труб нефтепроводов, в 1-3 кварталах 2018 года – 3075,17 тонн, в 2016 году - 0 тонн. Данная информация, подписанная и.о. начальника управления ФИО2, подготовлена начальником отдела экологической безопасности и рационального природопользования БРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1
Таким образом, с учетом образования в предприятии в период 2016, 2017 годах, 1-3 кварталы 2018 года данных отходов производства, относящихся к IV классу опасности, при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению ФИО1 служебных обязанностей, связанных с организацией работы по своевременному получению разрешительной документации по природоохранной деятельности, должностному лицу надлежало соответствующим образом реагировать на подобные нарушения, информировать о том руководителя управления путем подачи докладных записок. Однако таких сведений в ходе производства по делу не получено.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние должностного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении протеста не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области от 14 декабря 2018 года, решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 07 марта 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 07 мая 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела экологической безопасности и регионального природопользования Брянского районного управления акционерного общества «Транснефть-Дружба» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина