ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1330/19 от 24.01.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-361/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 24 января 2020 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев протест прокурора Кемеровской области Бухтоярова П.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Центрального судебного района г.Кемерово Кемеровской области от 27 июня 2019г., решение судьи Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 25 июля 2019г., вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Служба безопасности СКЭК» (далее - ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК»), по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Центрального судебного района г.Кемерово Кемеровской области от 27 июня 2019г., по производство делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК», прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решением судьи Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 25 июля 2019г. постановление оставлено без изменения.

В протесте прокурор Кемеровской области просит постановление и решение отменить, направив дело на новое рассмотрение, мотивируя тем, что: положенные в основу постановления суждения о признании совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, отсутствии нарушения охраняемых общественных отношений, не мотивированы.

ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК» представлены письменные возражения на протест прокурора.

Изучив материалы дела, доводы протеста и возражений, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст.19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Постановлением от 19 июня 2019г. прокурором Центрального района г. Кемерово в отношении ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, согласно которому по результатам прокурорской проверки соблюдения ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК» требований трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции при заключении трудового договора с лицами, ранее замещавшими должности муниципальных служащих было установлено следующее: 12 августа 2016г. в ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК», в соответствии с приказом №115-к, на должность охранника принята ФИО1, ранее уволенная с муниципальной службы - главы Колмогоровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области, полномочия которой прекращены досрочно 10 апреля 2015г. на основании отставки по собственному желанию.

Должность, замещаемая ФИО1 в период прохождения ею муниципальной службы в администрации Колмогоровского сельского поселения, включена в Перечень должностей муниципальной службы Колмогоровского сельского поселения, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие Колмогоровского сельского поселения обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Однако, в нарушение требований ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ( далее - Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ), ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, уведомление о принятии ФИО1, замещавшей ранее должность, включенную в названный выше Перечень, в установленный десятидневный срок по последнему месту ее службы, то есть до 22 августа 2019г. не направило.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировой судья производство по делу прекратил, признав совершенное ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК» административное правонарушение малозначительным, сочтя, что с учетом незначительного периода просрочки срока представления уведомления бывшему работодателю муниципального служащего, охраняемые общественные правоотношения нарушены несущественно.

С указанным выводом согласиться нельзя.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.

Согласно п.5 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с п.8 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП Российской Федерации (утвержден 30 ноября 2016 года), в тех случаях, когда совершенное юридическим лицом административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП Российской Федерации, выразилось в незначительном (на один - два дня) нарушении указанного в части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" срока либо в несоблюдении требований к содержанию направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего уведомления, судья общей юрисдикции, в производстве которого находится дело о таком административном правонарушении, вправе на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 19.29 КоАП Российской Федерации.

В нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК» направило соответствующее уведомление по прежнему месту работы ФИО1 путем вручения его ФИО1 Согласно копии уведомления, пояснений специалиста администрации Колмогоровского сельского поселения(л.д.7, 9) фактически оно доставлено и зарегистрировано 30 августа 2019г. Указанные действия юридического лица, избравшего указанный выше способ уведомления и не удостоверившего в его исполнимости, повлекло неполучение нанимателем (работодателем) по последнему месту службы данного лица необходимой для целей данного закона информации в течение продолжительного времени.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Вместе с тем, административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, в том числе добровольного устранения последствий правонарушения.

При таких обстоятельствах, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, положенное в основу решения о признании вменяемого ООО ЧОО «Служба безопасности СКЭК» административного правонарушения малозначительным суждение мирового судьи о том, что совершенное названным лицом деяние, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере противодействия коррупции, не учитывает приведенные выше положения, надлежащим образом не мотивировано.

При этом имеющиеся в деле доказательства, позволяющие прийти к выводу о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ и возможности освободить юридическое лицо от административной ответственности, в обжалуемых судебных актах не приведены.

При рассмотрении дела по протесту прокурора судьей районного суда данное нарушение оставлено без внимания.

С учетом изложенного, постановление и решение нельзя признать обоснованными и законными.

Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход рассматриваемого дела.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 5 Центрального судебного района г.Кемерово Кемеровской области от 27 июня 2019г., решение судьи Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 25 июля 2019г. подлежат отмене.

Поскольку на момент рассмотрения протеста срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ подлежит направлению мировому судье судебного участка № 5 Центрального судебного района г.Кемерово Кемеровской области.

Руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

протест прокурора Кемеровской области Бухтоярова П.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Центрального судебного района г.Кемерово Кемеровской области от 27 июня 2019г., решение судьи Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 25 июля 2019г., вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Служба безопасности СКЭК», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, отменить.

Настоящее дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 5 Центрального судебного района г.Кемерово Кемеровской области.

Судья: . Д.А. Безденежных