ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1367/20 от 15.06.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1367/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 15 июня 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя председателя начальника контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Сахалинского областного суда от 21 января 2020 года в отношении Чмелева С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя председателя начальника контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. от 3 июля 2019 года должностное лицо – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Чмелев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 21 января 2020 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Чмелева С.Н. состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель председателя начальника контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Воднева А.В. ставит вопрос об изменении решения судьи Сахалинского областного суда от 21 января 2020 года, исключении выводов о двухмесячном сроке давности привлечения к административной ответственности.

Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, поступившие на нее возражения, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 564 утверждены Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Стандарты).

Приказом ФАС России от 13 сентября 2018 года № 1288/18, в свою очередь, утверждены формы размещения информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».

Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения прокуратурой города Южно-Сахалинска Сахалинской области в отношении генерального директора ООО «ЭкоСити» Чмелева С.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, послужило то, что общество, осуществляя деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности на основании выданной лицензии в нарушение подпунктов «б» и «в» пункта 11 Стандартов к 30 января 2019 года не разместило в сети «Интернет» информацию о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год.

Заместитель председателя региональной энергетической комиссии Сахалинской области согласился с суждениями прокурора и 3 июля 2019 года вынес постановление о назначении генеральному директору административного наказания по указанной норме. При этом административный орган исходил из того, что ООО «ЭкоСити» является оператором твердых коммунальных отходов и обязано раскрывать информацию в соответствии со Стандартами в порядке и форме, предусмотренными действующим законодательством, в части соответствующей осуществляемой деятельности.

Отменяя постановление административного органа от 3 июля 2019 года и прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Чмелева С.Н. состава вмененного правонарушения, так как возглавляемое им общество, хотя и является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не относится к регулируемым организациям. Между тем обязанность раскрывать предусмотренную Стандартами информацию в области обращения с твердыми коммунальными отходами возложена только на регулируемые организации.

Отказывая в проверке законности вынесенного судьей городского суда решения по жалобе административного органа, судья Сахалинского областного суда в своем решении от 21 января 2020 года сослался на истечение срока давности по настоящему делу, определив его в два месяца.

Вместе с тем судьей областного суда не учтено следующее.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 564, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 5 указанного закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено утверждение стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Положения статьи 24.11 указанного Федерального закона возлагают на региональных операторов и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами обязанность раскрывать информацию в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которая является общедоступной.

Объективная сторона предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ правонарушения применительно к рассматриваемым обстоятельствам состоит в непредоставлении сведений о деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность предоставления информации о деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлена законодательством в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

За нарушение законодательства в указанной сфере статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Из системного толкования части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в их взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564 следует, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ составляет один год.

Изложенное обязывает признать ошибочным суждение судьи Сахалинского областного суда, изложенное в описательно-мотивировочной части решения от 21 января 2020 года о том, что согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ составляет два месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Допущенные судьей областного суда ошибки в применении норм материального и процессуального права в конкретных обстоятельствах привели к фундаментальному нарушению подлежащих применению при разрешении дела норм КоАП РФ, повлиявшему на исход дела.

Изложенное свидетельствует о необходимости изменения решения судьи областного суда путем исключения из него выводов, признанных ошибочными, что не приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого рассматривается дело.

Возвращение дела на новое рассмотрение невозможно вследствие истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

жалобу заместителя председателя начальника контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. – удовлетворить.

Решение судьи Сахалинского областного суда от 21 января 2020 года в отношении Чмелева С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ составляет два месяца.

В остальной части решение судьи Сахалинского областного суда от 21 января 2020 года оставить без изменения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева