ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1368/2022 от 17.01.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-7215/2021, 16-1368/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар 17 января 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника ограниченного партнерства «VOLAX PROMOTIONS LP» Потемкина Д.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24 сентября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ограниченного партнерства «VOLAX PROMOTIONS LP» (далее – ОП «VOLAX PROMOTIONS LP», партнерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года, ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения - сигарет: Magnus Black Edition Blue Super Slims AW- 144 500 пачек, Magnus Black Edition Silver Super Slims NW - 121 500 пачек, Magnus Black Edition Gold Super Slims NW-201 500 пачек, Magnus Gold Super Slims NW- 2 500 пачек, Magnus Silver Super Slims NW- 5 500 пачек, Zenon Atmosphere White Super Slims NW- 51 840 пачек, Magnus Black Edition Blue King Size NW- 96 000 пачек, Magnus Black Edition Gold King Size NW- 61 000 пачек, Zenon Blue Super Slims NW- 106 998 пачек, Zenon Silver Super Slims NW - 52 000 пачек, Zenon Atmosphere Gold Super Slims NW- 1 550 пачек, Zenon Atmosphere Blue Super Slims NW- 1 780 пачек, Zenon Atmosphere Black Super Slims NW- 108 000 пачек, Zenon Blue King Size NW- 310 500 пачек, Zenon Red King Size NW - 288 500 пачек, Magnus Blue King Size NW -16 500 пачек.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Потемкин Д.А., просит отменить состоявшиеся в отношении ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ) под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товаров через Государственную границу Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза на территорию Российской Федерации, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) названным Федеральным законом.

Правительство Российской Федерации вправе вводить запрет на оборот в Российской Федерации товаров, в отношении которых государством - членом Союза, в том числе в случаях, определяемых актами, составляющими право Союза, в торговле с государствами, не являющимися членами Союза, в одностороннем порядке применяются тарифные льготы, тарифные преференции, тарифные квоты и (или) запреты и ограничения по правилам, отличающимся от общих правил, установленных актами, составляющими право Союза, и (или) правил, применяемых в Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 212 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ).

Частью 4 статьи 246 названного Федерального закона установлено, что проверка маркировки товаров акцизными марками и иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, заключается в проверке таможенными органами порядка маркировки товаров такими марками, соответствия информации, размещенной (содержащейся) на таких марках, маркированным товарам и сведениям о товарах, заявленным в таможенной декларации и (или) содержащимся в представленных таможенным органам документах, а также иным сведениям, имеющимся в распоряжении таможенных органов, в том числе проверке наличия либо отсутствия признаков того, что такие марки являются поддельными.

В статье 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г., 24 апреля 2008 г. принят Федеральный закон от № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака») закреплено, что Стороны признают, что ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку, а также разработка и осуществление соответствующего национального законодательства, помимо субрегиональных, региональных и глобальных соглашений, являются необходимыми компонентами борьбы против табака. Каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры для обеспечения того, чтобы все пачки и упаковки табачных изделий и любая внешняя упаковка таких изделий были маркированы для оказания Сторонам помощи в определении происхождения табачных изделий и, в соответствии с национальным законодательством и соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями, оказания Сторонам помощи в установлении точки отклонения, а также мониторинга, документирования и контроля за движением табачных изделий и их юридическим статусом.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 76) установлено, что с 1 января 2011 года запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с данным постановлением.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Частями 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г.№ 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее - Федеральный закон от 22 декабря 2008 г.№ 268-ФЗ) определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Как следует из материалов дела, в обоснование привлечения ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении судьи районного суда обстоятельства того, что 25 апреля 2020 года в 19 часов 54 минут в Международном аэропорту Краснодар в ходе проведения таможенного контроля прибывшего воздушного судна И-76ТД из Республики Армения выявленоо, что по декларации на товары , оформленной в таможенном отношении таможенным органом Республики Армения по таможенной процедуре экспорта, инвойсу от ДД.ММ.ГГГГ, авианакладной прибыл товар - сигареты армянского производства в ассортименте марок «Magnus», «Zenon», в количестве 3630 мест, общим весом брутто/нетто 39571,2/36613,1 кг, который не маркирован акцизными марками. Выявленная табачная продукция прибыла из Республики Армения в Международный аэропорт Краснодар (Российская Федерация), с целью дальнейшей отправки в Афганистан, не являющейся страной – членом Таможенного союза. В ходе проведенных УФСБ России по Краснодарскому краю и ОРО Краснодарской таможни мероприятий выявлено, что прибывший товар не маркирован акцизными марками, а также имеет место попытка осуществления перемещения и выпуск в свободный оборот на территории РФ безакцизного товара. Из договора от 4 июля 2019 года следует, что ООО «АРМЕНИАН АККО КОМПАНИ» (Производитель) и ограниченное партнерство «VOLAX PROMOTIONS LP» (Покупатель) заключили договор, согласно которому производитель обязуется изготавливать для Покупателя и поставлять табачные изделия и относящиеся к нему документы в собственность Покупателя, а Покупатель принимает на себя исключительное право на продажу (в том числе через своих агентов) закупаемого у Производителя Товара в объеме, и по цене, указанных в п.2.1, п.2.2 настоящего Договора (т.3, л.д.137-146).

Фактические обстоятельства совершенного ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (т.4 л.д.79-96), актом таможенного досмотра (т.2 л.д.52-78), протоколами изъятия вещей и документов (т.1 л.д.50-55, 58-63, 66-71, 74-79,82-87, 90-105,110-113, 116-122, 125-130,133-140, 143-147, 152-156, 159-163, 166-170, 173-176,179-182, 185-188, 191-196,199-204, 207-210,216-222, 227-233, 236-245) и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, деяние ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность названного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

При таких обстоятельствах ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» не является субъектом данного административного правонарушения, так как оно не осуществляло ввоз товаров на территорию Таможенного союза, таможенную процедуру таможенного транзита не заявляло, несостоятелен. Партнерству вменено нарушение запретов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, которые оно обязано соблюдать при перемещении товаров через территорию Российской Федерации, поэтому указанное лицо привлечено к административной ответственности не как лицо, ввозившее товар при отсутствии маркировки товара, а как собственник, допустивший при ввозе товара нарушения установленных таможенным законодательством запретов и ограничений. При этом признание перевозчика либо иного лица субъектом административного правонарушения по вышеупомянутому событию не является основанием для освобождения ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» от административной ответственности.

То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства факта сбыта ввезенной на территорию Российской Федерации табачной продукции не может быть признан заслуживающим внимание. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, а не в сбыте ввезенной продукции.

Обязанность по соблюдению запретов и ограничений не возлагается только на декларантов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений (часть 6 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). На основании действующих международных договоров Афганистан не входит в состав Таможенного союза, что исключает транзит продукции без нанесения акцизной марки, как это установлено между странами-членами Союза. Кроме того, ввезенный вид товара подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», ввоз которого в Российскую Федерацию в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 76 запрещен с 1 января 2011 года без маркировки акцизными марками.

Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.

Как видно из материалов дела, каких-либо признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается и судами не выявлено.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения судебных актов в части назначенного размера административного штрафа.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса).

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, превышающем минимальный размер, судьей районного суда такое решение не мотивировано и не принято во внимание, что правонарушение совершено юридическим лицом впервые, сведений о вступивших в законную силу актах о его привлечении к ответственности в материалах дела не содержится, обстоятельства, отягчающие административную ответственность партнерства отсутствуют, что в данном случае не препятствует снизить размер назначенного штрафа в пределах санкции статьи до 50 000 рублей.

Снижение размера административного штрафа до 50 000 рублей соответствует характеру допущенного юридическим лицом правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Таким образом, постановление судьи Октябрьского районного суда города Краснодара от 24 сентября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» подлежат изменению путем снижения размера назначенного ОП «VOLAX PROMOTIONS LP» административного штрафа с 200 000 рублей до 50 000 рублей. В части конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, оснований для изменения судебных актов не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Краснодара от 24 сентября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ограниченного партнерства «VOLAX PROMOTIONS LP» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного ограниченному партнерству «VOLAX PROMOTIONS LP» административного штрафа с 200 000 (двести тысяч) рублей до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Потемкина Д.А. - без удовлетворения.

Судья Н.Х Карасова

Справка:

судья районного суда Казанская Н.Б. № 5-2788/2020

судья краевого суда Зенин В.А. № 12-5774/2020

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-7215/2021, 16-1368/2022

Решение17.01.2022