№ 16-1381/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 11 февраля 2021 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского областного суда от 05 ноября 2020 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Клевер» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 апреля 2020 года № 066/04/14.55-1165/2020 ФИО1, оставленным без изменения решением судьи городского суда города Лесного Свердловской области от 06 августа 2020 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Клевер» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 05 ноября 2020 года данное решение отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся решения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – Свердловское УФАС России) ФИО1 выражает несогласие с указанным решением судьи областного суда, просит об его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
ФИО2, военный прокурор 308 военной прокуратуры гарнизона, уведомленные о подаче жалобы, возражения и отзыва на жалобу в суд не представили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что при проведении военным прокурором 308 военной прокуратуры гарнизона проверки исполнения законодательства о сохранности государственной собственности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в отношении ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области» выявлен факт нарушения директором ООО «Клевер» ФИО2 требований статей 3, 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», выраженные в нарушении срока поставки товаров по государственному контракту, заключенному в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для возбуждения в отношении директора ООО «Клевер» ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи городского суда, применяя положения пункта 2 статьи 11, пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пришел к выводу о том, что военный прокурор не уполномочен на возбуждение данного дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Клевер», поскольку данное юридическое лицо и его директор ФИО2 к числу поднадзорных субъектов, указанных в пункте 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», не относятся.
При этом, ссылаясь на пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), указал на отсутствие оснований для принятия военным прокурором решения о проведении проверки и, соответственно, ее проведения, и пришел к выводу о недопустимости собранных по данному делу доказательств.
С данными выводами судьи областного суда согласиться нельзя последующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона о прокуратуре в систему прокуратуры Российской Федерации входят в том числе военные и иные специализированные прокуратуры.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Полномочия прокурора определены статьей 22 Закона о прокуратуре.
В соответствии со статьей 25 Закона о прокуратуре прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Содержание статьи 25 Закона о прокуратуре согласуется с положениями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации (статья 28.4 Кодекса).
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры в силу части 1 статьи 47 Закона о прокуратуре обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур приказано в полной мере использовать предоставленные федеральным и региональным законодательством полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.
Таким образом, военный прокурор 308 военной прокуратуры гарнизона, выявив в ходе надзорной проверки факт нарушения директором ООО «Клевер» ФИО2 требований статей 3, 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», вынес в отношении данного должностного лица постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в соответствии с полномочиями, предусмотренными вышеназванными правовыми нормами закона, направив для рассмотрения в Свердловское УФАС России.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В нарушение названной статьи проверка оснований для принятия военным прокурором решения о проведении проверки к обстоятельству, имеющему значение для рассмотрения данного дела, не относится, поскольку военной прокуратурой гарнизона надзорные мероприятия осуществлялись не в отношении ООО «Клевер», директором которого является ФИО2, а в отношении должностных лиц ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области», вследствие чего и привело судью к ошибочному выводу о недопустимости доказательств, собранных по данному делу.
Таким образом, выводы в решении, основанные на ошибочном толковании норм законодательства, свидетельствуют о том, что судьей областного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких данных в связи с существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принятое по делу решение судьи областного суда в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение жалобы в областной суд.
При новом рассмотрении дела судье областного суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку доводам жалобы заявителя на основании имеющихся в деле доказательств по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае необходимости истребовать все необходимые сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
решение судьи Свердловского областного суда от 05 ноября 2020 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Клевер» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Свердловский областной суд.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева