№ 16-783/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 10 апреля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора Муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Спортивная школа» ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2019 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Спортивная школа» ФИО1,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2019 года, директор муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Спортивная школа» (далее также - МАУ«Спортивная школа») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Постановлением администрации города Нижневартовска от 18.08.2017 № 1270 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий победителям городского конкурса вариативных программ (проектов) в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период (далее - Порядок предоставления грантов).
Согласно пункту 1 Порядка предоставления грантов указанный порядок определяет механизм и условия предоставления грантов в форме субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Нижневартовска, признанным победителями городского конкурса вариативных программ (проектов) в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период, а также учреждениям, набравшим сумму итоговых баллов не менее 20, проводимого в соответствии с Положением о городском конкурсе вариативных программ (проектов) в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период, утвержденным постановлением администрации города Нижневартовска от 18.08.2017 № 1270.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления грантов в целях предоставления гранта между департаментом по социальной политике администрации города Нижневартовска и учреждением заключается соглашение о его предоставлении.
Согласно пункту 8 Порядка предоставления грантов соглашение о предоставлении гранта содержит, в том числе смету расходов на реализацию программы (проекта).
Пунктом 10 Порядка предоставления грантов предусмотрено условие о том, что расходование гранта должно осуществляться исключительно в соответствии со сметой расходов на реализацию программы (проекта).
Из материалов дела следует, что между департаментом по социальной политике администрации города Нижневартовска и МАУ «Спортивная школа» заключено соглашение от 22.05.2018 № 23М-2018 о предоставлении гранта на реализацию программы лагеря «Будущий северный десант». В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения № 23М-2018 грант должен быть использован МАУ «Спортивная школа» в соответствии со сметой расходов на реализацию соответствующего проекта.
Сметой расходов, являющейся приложением к Соглашению № 23М-2018, при его заключении, предусмотрены, в том числе расходы на услуги фрахтования были предусмотрены в размере 42000 рублей, на сувенирную продукцию (призы к конкурсам) - 40 000 рублей, на видеокамеру - 5 620 рублей. 01.06.2018 МАУ «Спортивная школа» заключен с <данные изъяты> договор № 2018-06-01/5 фрахтования автотранспортного средства для осуществления организованной перевозки группы детей на общую сумму 32450 рублей. 18.06.2018 МАУ «Спортивная школа» заключен с <данные изъяты> договор № 2018-06-18/1 фрахтования автотранспортного средства для осуществления организованной перевозки группы детейна общую сумму 29500,00 рублей. Оплата указанных услуг осуществлена МАУ «Спортивная школа» на основании платежного поручения от 04.07.2018 № 1552 (списание со счета - 05.07.2018).
В соответствии с требованиями пункта 11 Порядка предоставления грантов, пунктом 3.4.2 Соглашения № 23М-2018 уточнение сметы с целью перераспределения средств гранта на основании письма МАУ г. Нижневартовска «Спортивная школа» от 24.07.2018 № 01-07/1269 произведено путем принятия 01.08.2018 соответствующего решения экспертным советом (Протокол № 3) и заключения дополнительного соглашения № 1 от 14.08.2018 к Соглашению № 23М-2018, что позднее фактически понесенных расходов. Согласно пункту 3 дополнительного соглашения № 1 от 14.08.2018 указанное дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами, то есть с 14.08.2018. Таким образом, оплата указанных расходов в период их фактического осуществления произведена с нарушением имевшейся сметы.
В связи с указанными обстоятельствами директору МАУ «Спортивная школа» ФИО1 вменено в вину, что он 05.07.2018 допустил факт нарушения условий предоставления гранта в форме субсидий, определенных пунктом 10 Порядка предоставления грантов, пункта 2.3 Соглашения 23М-2018, устанавливающих условия и порядок предоставления грантов в форме субсидии, в том числе условия об использовании гранта исключительно в соответствии со сметой расходов, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 27 августа 2019 года (л.д.1-4), постановлением от 18.08.2017 №1270 с приложениями (л.д.4-10), соглашением о предоставлении гранта №23М-2018 от 22.05.2018 (л.д.11-13), договором фрахтования № 2018-06-01/5 от 01.06.2018 с дополнительным соглашением (л.д.14-20), договором фрахтования № 2018-06-18/1 от 18.06.2018 (л.д.21-27), актом № 98 от 27.06.2018 (л.д.28), реестром автотранспортных услуг (л.д.29), счетом на оплату №96 от 27.06.2018 (л.д.30), платежным поручением №1552 (л.д.31), обращением о перераспределении с уточненной сметой от 24.07.2018 (л.д.32), Уставом МАУ «Спортивная школа» с изменениями (л.д.36-50), трудовым договором №147 (л.д.53-58), распоряжением №360-лс от 11.05.2018 (л.д.59), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы материалы дела свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
В настоящем случае смета являлась неотъемлемой частью заключенного соглашения, при этом использование гранта получателем гранта в соответствии в соответствии со сметой расходов являлось одним из условий его предоставления, что закреплено в пункте10 Порядка предоставления грантов и пункте 2.3 Соглашения № 23М-2018. Данное условие предоставления субсидии ее получателем не соблюдено, поскольку оплата услуг произошла до внесения изменений в смету, то есть с ее нарушением.
Доводы жалобы о том, что срок использования гранта установлен до 30.11.2018, изменения внесены до указанного срока в пределах общей суммы гранта, изменения в смете утверждены, а расходы произведены на цели, определенные соглашением, на отсутствие события не указывают, поскольку условия об общей сумме гранта, о сроке его использования до 30.11.2018 не являются единственными условиями предоставления гранта, на момент совершения административного правонарушения изменения в смете отсутствовали, в связи с чем нарушение статей расходов сметы указывает на нарушение условий предоставления грантов.
Суждения заявителя в жалобе о понятиях «условия предоставления субсидии» и «условие использования субсидии», о смешении судьями этих понятий, также не свидетельствуют об обратном, так как требование об использовании субсидии в соответствии со сметой являлось непосредственным условием ее предоставления, что прямо закреплено, в том числе в соглашении, которое подписано МАУ «Спортивная школа». Тем самым, имеет место именно нарушение условий предоставления субсидии, которое не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки заявителя на иную судебную практику, на письмо Минфина России не указывают на отсутствие события административного правонарушения, поскольку касаются иных обстоятельств. Иное мнение подателя жалобы относительно аналогичности обстоятельств вызвано ошибочным толкованием положений закона применительно к обстоятельствам настоящего дела, которые установлены представленными в материалы дела доказательствами, подтверждающими нарушение получателем субсидий, условий их предоставления.
Доводы о том, что ФИО1 не является непосредственным получателем субсидии, вопреки позиции заявителя, не свидетельствуют о том, что он не является субъектом административного правонарушения.
В настоящем случае получателем субсидии является МАУ «Спортивная школа», ФИО1 нарушение вменено как должностному лицу.
В силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является законным представителем (директором) МАУ «Спортивная школа», единоличным исполнительным органом, который осуществляет руководство текущей деятельностью, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции МАУ «Спортивная школа».
Принимая во внимание обстоятельства дела, соблюдение, в том числе условий предоставления субсидии, входило в должностные обязанности директора МАУ «Спортивная школа», именно им принимались решения о заключении договоров с расходной частью, не соответствующей смете, а также решения об оплате этих расходов до внесения изменений в смету.
В связи с изложенным, ФИО1 обоснованно вменены действия, совершенные им как должностным лицом, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей привело к нарушению получателем субсидии условий его предоставления, в части использовании субсидии исключительно в соответствии со сметой расходов, закрепленных в соглашении.
Вопреки доводам жалобы наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ФИО1 подтверждается материалами дела, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет относимости, допустимости и в своей совокупности достаточности для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства привлечения МАУ «Спортивная школа» по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку связаны с совершением иных действий, образующих иной состав административного правонарушения, связанный с нецелевым использованием бюджетных средств, а не с нарушением получателем субсидии условий предоставления субсидии (условия об использовании гранта исключительно в соответствии со сметой расходов). Сведений о том, что юридическое лицо в связи с вмененными в настоящем случае должностному лицу нарушениями привечено по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем не представлено.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Протокол об административном правонарушении, составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии ФИО1, содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения. Права ФИО1 разъяснены, копия протокола вручена в установленном порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования территориальной подсудности судьей нарушены не были.
Административное наказание назначено ФИО1 как должностному лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
О рассмотрении дела и рассмотрении жалобы на постановление ФИО1 уведомлялся надлежащим образом, в судебные заседания не являлся, распорядившись правом по своему усмотрению, пользовался юридической помощью защитника, который обосновывал позицию ФИО1 по делу, возможности реализации процессуальных прав ФИО1 лишен не был.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2019 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Спортивная школа» ФИО1 оставить без изменения, жалобу директора Муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Спортивная школа» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова