ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-403/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 3 марта 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 28 февраля 2019 г., решение судьи Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2019 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 1 июля 2019 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 28 февраля 2019 г., оставленным без изменения решениями судей Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2019 г. и Забайкальского краевого суда от 1 июля 2019 г., генеральный директор ООО «<данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья
В соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно ст. 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71, строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
В силу п. 19 Правил охраны недр при переработке минерального сырья, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 70, для обеспечения оперативного управления технологическим процессом и соблюдения заданных параметров переработки организацией на основе проектной документации, по согласованию с органами Госгортехнадзора России, могут составляться технологические и режимные инструкции (карты) и иная технологическая документация (далее - технологическая документация) по отдельным технологическим операциям и цепочкам процесса с учетом технологических типов, сортов и качества сырья. Производство работ по переработке с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной и технологической документации не допускается.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в период с 21 января по 15 февраля 2019 г. должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю установлено, что ФИО1, являясь генеральныи директором ООО «<данные изъяты>», осуществляющего пользование недрами на основании лицензии ЧИТ 12995 БЭ с целевым назначением геологического изучения, разведки и добычи меди, золота, серебра и попутных полезных ископаемых на Быстринской площади Газимуро-Заводского района Забайкальского края, в нарушение требований ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и п. 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71, с 2018 г. допустил внепроектную переработку обществом минерального сырья, без утвержденного в установленном порядке технического проекта (технологической схемы), согласованного в части рационального использования и охраны недр, обосновывающего нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых, что повлекло сверхнормативные потери полезных ископаемых.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копиями акта проверки, лицензии на право пользования недрами, лицензионного соглашения, дополнениями и изменениями к лицензии, приказа о вступлении ФИО1 в должность, актов осмотра и иными материалами дела, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Факт имевшего место события административного правонарушения в рассматриваемом случае установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дело доказательств.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, генеральный директор общества ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, правомерно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии генерального директора общества ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Несогласие автора жалобы с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 28 февраля 2019 г., решение судьи Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2019 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 1 июля 2019 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ГРК «Быстринское» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов