ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1410/2022 от 15.04.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1410/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 15 апреля 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Стрекаловой Ирины Аркадьевны (далее Стрекалова И.А.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района города Тулы от 29 июня 2021 года, решение судьи Советского районного суда города Тулы от 30 сентября 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» Стрекаловой И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района города Тулы от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Тулы от 30 сентября 2021 года, главный бухгалтер МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» Стрекалова И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Стрекалова И.А. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность. Полагает, что в данном случае возможно применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Стрекаловой И.А. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность, в том числе должностных лиц за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Пунктом 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 года № 26н (далее Общие требования), установлено, что смета составляется учреждением путем формирования показателей сметы на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период.

Смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей составляются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются в соответствии с главой III настоящих Общих требований.

Формирование проекта сметы на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) осуществляется в соответствии со сроками, установленными в Порядке ведения сметы.

В случае если Порядком главного распорядителя бюджетных средств предусмотрено согласование сметы учреждения распорядителем бюджетных средств, осуществляющим распределение лимитов бюджетных обязательств учреждению, то согласование оформляется после подписи руководителя учреждения (уполномоченного лица) грифом «Согласовано» с указанием наименования должности согласовавшего смету учреждения должностного лица распорядителя бюджетных средств, личной подписи, расшифровки подписи и даты согласования.

В силу пункта 16 Общих требований, изменения в смету формируются на основании изменений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, сформированных в соответствии с положениями пункта 8 Общих требований.

В случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, осуществляется изменение только показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. В этом случае измененные показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей утверждаются в соответствии с пунктом 19 Общих требований.

Аналогичные требования к составлению, утверждению и ведению бюджетных смет закреплены в пунктах 4, 11 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации Тулы и муниципальных казенных учреждений, подведомственных управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, утвержденного приказом управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы от 22 мая 2019 года № 27/1 (далее Порядок).

Пунктом 8 вышеуказанного Порядка определено, что к сметам, представленным на утверждение, прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей сметы Учреждения утверждаются руководителем Учреждения (в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения председателя Контрольной комиссии муниципального образования город Тула от 27 ноября 2020 года № 77-КМ должностными лицами Контрольной комиссии муниципального образования город Тула проведено контрольное мероприятие «Проверка деятельности МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» за 2019-2020 годы».

Установлено, что Стрекалова И.А., являясь главным бухгалтером МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» допустила нарушения Общих требований и Порядка, выразившиеся в том, что приложенные к изменениям показателей бюджетной сметы на 2019 год расчеты (обоснования) не утверждены руководителем МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» (приложенные расчеты за 2019 год), в указанных изменениях отсутствуют даты утверждения и даты составления, предусмотренные соответствующей формой; отсутствуют обоснования (расчеты) плановых сметных показателей к бюджетной смете на 2020 год, являющихся ее неотъемлемой частью, в части транспортных и прочих услуг в общей сумме 595 500 000,00 рублей; при сверке оформленных изменений показателей бюджетной сметы с расчетами (обоснованиями) плановых сметных показателей и справками-уведомлениями об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств установлены случаи формирования изменений не на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Также отсутствуют обоснования (расчеты) к 20 изменениям (в период с 26 марта 2020 года по 25 ноября 2020 года); приложенные к бюджетной смете на 2020 год и к изменениям показателей бюджетной сметы на 2020 год расчеты (обоснования) не утверждены руководителем МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» (приложенные расчеты на 2020 год), в указанных изменениях отсутствуют даты утверждения и даты составления, предусмотренные утвержденной формой (все изменения за 2020 год).

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главного бухгалтера МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» Стрекаловой И.А. 30 апреля 2021 года инспектором отдела по контролю расходов в сфере строительства, транспорта, дорожного хозяйства, ЖКХ и благоустройства аппарата контрольной комиссии муниципального образования город Тула протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего привлечения должностного лица учреждения к административной ответственности по указанной норме.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В рассматриваемом случае судебными инстанциями установлено, что главный бухгалтер МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» Стрекалова И.А. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Оснований, позволяющих признать совершенное Стрекаловой И.А. административное правонарушение малозначительным и освободить ее от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Стрекаловой И.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 73 Советского судебного района города Тулы от 29 июня 2021 года, решение судьи Советского районного суда города Тулы от 30 сентября 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера МКУ «Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы» Стрекаловой И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Стрекаловой И.А. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина