ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1429/2022 от 05.07.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1429/2022

г. Пятигорск5 июля 2022 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 22 июня 2022 г.) жалобу индивидуального предпринимателя Р. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального территориального управления Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 серииСК от 18 июня 2021 г., решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 20 октября 2021 г., решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 декабря 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 26 января 2022 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального территориального управления Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее также - ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО) ФИО1 от 18 июня 2021 г. серии СК, оставленным без изменения решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2021 г., индивидуальный предприниматель (далее также – ИП) Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 20 октября 2021 г. решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от23 августа 2021 г. отменено и дело направлено в тот же городской суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 декабря 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 26 января 2022 г., постановление старшего государственного инспектора ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО1 от 18 июня 2021 г. серии СК оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции,ИП Р. просит отменить состоявшиеся в отношении неё акты, приводя доводы об их незаконности и указывая при этом на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, и прекратить производство по делу.

Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. № 27л/с.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 г.№ 220-ФЗ).

Статьей 14 названного Федерального закона установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Согласно данной норме осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г.№ 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего маршрута.

Статьей 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

В силу положений статей 4, 12 – 14, 17, 19, 28 и 29 Федерального закона от13 июля 2015 г. № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации/местного самоуправления на определенный срок, оформляется на бланке или в форме электронной карты (бланк является документом строгой отчетности, защищенным от подделки), форма и порядок заполнения которой утверждаются федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с частью 4 статьи 28 данного Закона содержит в себе 10 групп различных сведений, в том числе о виде транспортного средства и классе транспортного средства; экологических характеристиках транспортного средства; характеристиках транспортных средств, предусмотренных в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.

Порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок определен статьей 28 Федерального закона от 13 июля 2015 г.№ 220-ФЗ: карта маршрута регулярных перевозок, выданная юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или одному из участников договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока ее действия, изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя(часть 6); переоформление карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшими такую карту уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдана данная карта (часть 7).

Статьей 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ в качестве ответственности за нарушение требований настоящего закона была введенастатья 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 5 которой за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа - на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей и на юридических лиц в размере двадцати тысяч рублей.

По смыслу пункта 28 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г.№ 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок, относятся: наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

Из материалов дела следует, что в ходе рейдового мероприятия по проверке транспортных средств, осуществляющих регулярные, нерегулярные перевозки пассажиров автобусами с целью выявления нарушений транспортного законодательства и принятия мер для его соблюдения, должностными лицамиТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО по адресу:, выявлено использованиеИП Р. автобуса для осуществления перевозки пассажиров маркиГАЗ , государственный регистрационный знак , по регулярному маршруту » под управлением водителя ФИО2 (путевой лист от 21 мая2021 г.) с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, а именно на данном транспортном средстве места для сидения пассажиров не оборудованы креслами повышенной комфортабельности с регулируемым наклоном спинки сидения; отсутствует кондиционер и система контроля воздуха в салоне; отсутствует электронное информационное табло в салоне; отсутствует низкий пол.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлеченияИП Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении серии СК от 18 июня 2021 г.; актом результатов планового рейдового осмотра, обследования транспортного средства от 21 мая 2021 г. с фототаблицей; копией путевого листа; копией карты маршрута регулярных перевозок и другими материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о том, что действия ИП Р. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренногочастью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства объективно свидетельствуют о том, что ИП Р. автобус для осуществления перевозки пассажиров марки ГАЗ , государственный регистрационный знак по регулярному маршруту № » под управлением водителя ФИО2 использовался с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, а именно на данном транспортном средстве места для сидения пассажиров не оборудованы креслами повышенной комфортабельности с регулируемым наклоном спинки сидения; отсутствует кондиционер и система контроля воздуха в салоне; отсутствует электронное информационное табло в салоне; отсутствует низкий пол.

Выводы о совершении ИП Р. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на подлежащих применению нормативных актах и всесторонне, полно исследованных доказательствах, предусмотренных статьей 26.2 названного Кодекса, оцененных в соответствии со статьей 26.11 указанного Кодекса, с позиции соблюдения требований закона при их получении.

С принятым старшим государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО постановлением о виновности ИП Р. в совершении вмененного административного правонарушения обоснованно согласились судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края и Ставропольского краевого суда при новом рассмотрении жалобы Р. на вынесенные по делу акты. Жалобы ИП Р. на вынесенные по делу акты рассмотрены судьей городского суда и судьей краевого суда с соблюдением положений статьи 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно примечанию к статье 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Анализ имеющихся в материалах дела доказательств позволяет сделать вывод о том, что ИП Р., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от неё меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой.

При назначении ИП Р. наказания учтены требования статьи 3.1, частей 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иные обстоятельства, имеющие значение.

По делу обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствующих о возможности замены административного штрафа предупреждением, не усматривается, как и не усматриваетсяоснований для признания совершенного ИП Р. правонарушения малозначительным и освобождения её от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности со ссылкой на положения статьи 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ не опровергает выводы должностного лица и судебных инстанций о доказанности совершенияИП Р. вмененного ей административного правонарушения.

Часть 1 статьи 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ предусматривает, что в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, принявшие в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение об изменении маршрута регулярных перевозок или о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, обязаны в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны организовать размещение в остановочных пунктах информации о соответствующем изменении маршрута или прекращении осуществления регулярных перевозок по маршруту, а также об основаниях для принятия такого решения (часть 2 статьи 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).

В силу части 3 статьи 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г.№ 220-ФЗ, если изменение маршрута регулярных перевозок осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 1 и 2 настоящей статьи, положения части 9 статьи 4, части 2 статьи 12, части 6 статьи 13, части 7 статьи 27 и пунктов 7 и 8 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона к регулярным перевозкам по измененному маршруту регулярных перевозок не применяются.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм лицо, осуществляющее регулярные перевозки, не освобождается от обязанности переоформления карты маршрута регулярных перевозок в случае изменения класса или характеристик транспортного средства.

Между тем ИП Р. со ссылкой на статью 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ письмом от 12 февраля 2021 г. известила Министерство дорожного хозяйства и транспорта лишь об обслуживании указанного выше маршрута регулярных перевозок с заменой характеристик автобусов, без указания какие характеристики транспортных средств ею заменены. При этом карта маршрута регулярных перевозок не была переоформлена. На момент проведения проверки установлен факт использования ею автобуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.

Не может быть признан состоятельным довод жалобы и о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении должностным лицом административного органа рассмотрено без надлежащего извещения ИП Р. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно материалам дела, ИП Р. 09 июня 2021 г. должностным лицом административного органа направлено извещение о месте и времени(18 июня 2021 г. по адресу: ) составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанное извещение, как усматривается из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , получено адресатом 16 июня 2021 г. Следовательно, составление старшим государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО1 протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении не противоречит положениям части 4.1 статьи 28.2 и части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом следует отметить, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания в один день нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не запрещено и нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не повлекло.

В целом доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, по существу сводятся к переоценке доказательств, которые явились предметом исследования при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями.

Между тем несогласие автора жалобы с оценкой установленных должностным лицом административного органа и судьями нижестоящих инстанций обстоятельств и доказательств, толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствуют о том, что были допущены существенные нарушения положений названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену постановления старшего государственного инспектора ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО1 сери СК от 18 июня 2021 г., решения судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 декабря 2021 г. и решения судьи Ставропольского краевого суда от 26 января 2022 г. при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Жалобу ИП Р. в части оспаривания решения судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2021 г. следует оставить без рассмотрения, поскольку этот судебный акт решением судьи Ставропольского краевого суда от 20 октября 2021 г. отменен и в законную силу не вступил, в связи с чем в порядке статей 30.12 - 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть пересмотрен кассационным судом общей юрисдикции.

Как следует из материалов дела, отменяя решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2021 г., судья краевого суда исходил из того, что судья городского суда при отсутствии информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, о месте и времени судебного заседания, необоснованно рассмотрел дело в отсутствие ИП Р.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Поскольку судьей городского суда при рассмотрении 23 августа 2021 г. дела об административном правонарушении было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно его рассмотреть, судьей краевого суда данное решение отменено обоснованно с направлением дела на новое рассмотрение. Следовательно, для отмены или изменения решения судьи Ставропольского краевого суда от20 октября 2021 г. оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального территориального управления Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1серии СК от 18 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 20 октября 2021 г., решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 декабря 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 26 января 2022 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Р. – без удовлетворения.

Жалобу индивидуального предпринимателя Р. на решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2021 г. оставить без рассмотрения.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикцииИ.А. Нафиков

Справка:

судья городского суда Песков С.В.,

судья краевого суда Корнушенко О.Р.