ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-434/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 5 марта 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 31 мая 2019 г. и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 27 августа 2019 г., вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 31 мая 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 27 августа 2019 г., прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе заместитель руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области ФИО1 просит судебные акты отменить, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ФИО2, являясь председателем правления <данные изъяты>», в нарушение ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, в срок до 7 декабря 2018 г. не представил в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области документы, указанные в запросе от 12 ноября 2018 г. № 2052/18, направленном юридическому лицу в рамках внеплановой документарной проверки, что привело к невозможности её завершения.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу о том, что срок давности за вмененное ФИО2 правонарушение, составляющий три месяца, на момент рассмотрения дела истек, в связи с чем, производство по делу было прекращено на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, с выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из представленных материалов ФИО2 вменено нарушение ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела следует, что запрос о проведении мероприятий по региональному государственному жилищному надзору от 12 ноября 2018 г. № 2052/18 был получен <данные изъяты>» 23 ноября 2018 г., следовательно, срок для предоставления документов, установленный п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, истек 7 декабря 2018 г. (л.д. 24, 26).
Датой совершения административного правонарушения является 10 декабря 2018 г.
Таким образом, срок давности привлечения ФИО2 предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, составляющий один год, истек 10 декабря 2019 г.
При таких обстоятельствах выводы об истечении срока давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, сделанные мировым судьей и судьей районного суда, рассмотревших данное дело 31 мая 2019 г. т 27 августа 2019 г. соответственно, обоснованными признать нельзя.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенного нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности на данный момент истек.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отменены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 31 мая 2019 г. и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 27 августа 2019 г., вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов