ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1436/2022 от 25.03.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1436/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 25 марта 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УК «ЖК» Ожгибесовой Елены Николаевны на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района города Перми от 05 июля 2021 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Перми от 04 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УК «ЖК» Ожгибесовой Елены Николаевны,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района города Перми от 05 июля 2021 года (№ 5-630/2021), оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда города Перми от 04 октября 2021 года (№ 12-241/2021), директор ООО «УК «ЖК» Ожгибесова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ожгибесова Е.Н. просит судебные акты отменить. Также в жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, правовых оснований к рассмотрению которого не имеется, поскольку КоАП РФ не предусмотрен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу акты, состоявшиеся по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 28 февраля 2022 года.

Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных в подп. 1 - 6.1 ч. 1 указанной статьи ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).

Перечень лицензионных требований предусмотрен п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, в соответствии с которым лицензионными являются в том числе следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

В силу ч. 2.3 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 и 7 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7).

В силу ч. 1 и 4 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (ч. 1). Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 4).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «ЖК» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 11 июня 2015 года и осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Пермь, улица Вильямса, дом № 20/1. Директором ООО «УК «ЖК» является Ожгибесова Е.Н. В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной 15 марта 2021 года на основании распоряжения заместителя начальника инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края от 09 февраля 2021 года № 1110л, выявлено нарушение лицензионных требований в части определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 20/1 по улице Вильямса города Перми, а именно: в платежных документах за июль 2020 года собственникам помещений в многоквартирном доме стоимость работ по обслуживанию мусоропровода ООО «УК «ЖК» не исключена из платы за содержание жилого помещения, в тот момент, когда мусоропровод в указанном многоквартирном доме был заварен до момента вселения нанимателей в жилые помещения, чем нарушены ч. 4 ст. 158, п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «УК «ЖК» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Факт совершения вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьями была дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия Ожгибесовой Е.Н. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Ожгибесовой Е.Н. состава административного правонарушения, поскольку из договора управления, заключенного между ООО «УК «ЖК» и собственниками многоквартирного дома № 20/1 по улице Вильямса в городе Перми, следует, что услуга по уборке мусорокамер не оказывается, по при этом собственники выразили свое желание работать с управляющей компанией по муниципальному тарифу без каких-либо корректировок, опровергаются собранными по делу доказательствами. Из п. 7.2 указанного договора следует, что размер платы за содержание и текущий ремонт, платы за коммунальные услуги определяется исходя из действующих тарифов, утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления в городе Перми, с учетом площади занимаемого помещения, иных количественных и качественных характеристик помещения и многоквартирного дома, численности семьи собственника помещения, нормативов и качества предоставления коммунальных услуг, объема их потребления (при наличии приборов учета), других данных. При отсутствии индивидуальных приборов учета размер платежей за коммунальные услуги определяется по установленным нормативам их потребления. В случае перерасхода энергоресурсов производится корректировка платежей за коммунальные услуги, согласно законодательства Российской Федерации.

Размер платы за содержание жилого помещения определяется исходя из действующих тарифов, утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления (постановления администрации города Перми от 18 марта 2014 года № 177, от 08 июля 2015 года № 455, от 12 марта 2019 года № 152). Согласно указанным постановлениям в период с апреля 2015 года по июль 2015 года тариф составлял 23,72 руб./м2, перечень услуг, входящих в размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, отсутствует; в период с августа 2015 года по март 2019 года – 25,34 руб./м2, в том числе обслуживание мусоропроводов – 1,37 руб./м2; в период с апреля 2019 года по декабрь 2020 года – 25,35 руб./м2, в том числе обслуживание мусоропроводов – 1,43 руб./м2.

Из представленной в материалы дела платежного документа за июль 2020 года за содержание жилого помещения следует, что управляющей организацией применены следующие тарифы – содержание жилья – 19,5 руб./м2, текущий ремонт – 5,85 руб./м2, обслуживание мусоропроводов не вычтено, в тот момент, когда услуга по обслуживанию мусоропровода не оказывалась. Поскольку решения общего собрания, которые свидетельствовали бы об установлении иного размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения от установленного органом местного самоуправления, контролирующему органу не представлялись, действующее законодательство не содержит положений о возможности управляющей компании самостоятельно изменять размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, выставлять к оплате счета за услуги, которые фактически не оказывались собственникам помещений, судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО «УК «ЖК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Поскольку мусоропровод управляющей организацией не обслуживался, постольку оплата соответствующей услуги не могла быть возложена на собственников помещений в доме.

Вопреки доводам жалобы собранные по делу доказательства, подтверждают факт совершения Ожгибесовой Е.Н. вмененного ей правонарушения.

Ввиду неисполнения руководителем управляющей компании должностных обязанностей судьи пришли к правильному выводу о наличии ее вины в совершении административного правонарушения.

Несогласие с оценкой установленных судьями обстоятельств, а также толкованием правовых норм, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением процедуры, установленной гл. 29 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. При назначении административного наказания требования ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Административный штраф назначен в минимальном размере.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.

Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района города Перми от 05 июля 2021 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Перми от 04 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УК «ЖК» Ожгибесовой Елены Николаевны, оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Тетюев С.В.