ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1438/2022 от 01.07.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1438/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 1 июля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кобзарь И.И. на вступившие в законную силу решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 3 февраля 2022 года и решение судьи Магаданского областного суда от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 декабря 2021 года публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее - ПАО «Магаданэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 3 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Магаданского областного суда от 18 марта 2022 года, указанное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Кобзарь И.И. просит вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты отменить, приводя доводы о их незаконности, оставить в силе постановление о назначении административного наказания.

ПАО «Магаданэнерго» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представило возражения на данную жалобу.

Изучение истребованных материалов дела, доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.48 настоящего Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ под водоотведением понимается приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно пункту 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 (далее – Правила) указанные Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В силу пункта 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённых приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 программа производственного экологического контроля должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризаций отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ПАО «Магаданэнерго» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило осуществление юридическим лицом деятельности по водопользованию в отсутствие у лаборатории по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха аккредитации в соответствии с требованиями, указанными в статье 30.3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ и пункте 9 Правил, в нарушение положений пункта 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья городского суда, с выводами которого согласился судья областного суда, указал, что водоотведение с использованием централизованной системы ПАО «Магаданэнерго» не осуществляется, в связи с чем положения Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Правил от 22 мая № 728 на осуществляемую ПАО «Магаданэнерго» в деятельность не распространяется.

Не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций оснований не имеется.

В настоящей жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, оценивая имеющиеся доказательства, и трактуя нормы права, указывает на наличие вины ПАО «Магаданэнерго» в совершении административного правонарушения.

Вместе с тем, доводы жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.

Вопреки доводам жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, и с выводами судей, изложенными в соответствующих судебных актах, следует согласиться.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 3 февраля 2022 года и решение судьи Магаданского областного суда от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кобзарь И.И. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский