ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1444/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 15 апреля 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Почта России» (далее АО «Почта России», общество) ФИО1 (далее ФИО1) на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 13 апреля 2020 года № 4/324/2020/13/8, решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 05 октября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 24 декабря 2020 года, вынесенные в отношении АО «Почта России» по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 13 апреля 2020 года № 4/324/2020/13/8, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 05 октября 2020 года, решением судьи Нижегородского областного суда от 24 декабря 2020 года, АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, с учетом ее дополнений защитник общества ставит вопрос об отмене вынесенных по делу процессуальных актов, ссылаясь на их незаконность. В доводах жалобы указывает, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения АО «Почта России» к административной ответственности, а также законность проведенной проверки являлись предметом оценки судебных инстанций при рассмотрении административного иска АО «Почта России» о признании незаконным предписания государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области (далее также ГИТ, инспекция) от 28 февраля 2020 года № 4/324/2020/13/3. Полагает, что в настоящем деле об административном правонарушении подлежат учету выводы, изложенные во вступившем в законную силу решении Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода, которым заявленные обществом требования удовлетворены и оспариваемое предписание признано незаконным.
Изучение доводов жалобы с учетом ее дополнений в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела распоряжением врио руководителя Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 04 февраля 2020 года № 4/120 на основании обращения работника о нарушении АО «Почта России» его трудовых прав в период с 04 февраля 2020 года по 03 марта 2020 года назначено проведение внеплановой выездной проверки Дзержинского почтамта УФПС Нижегородской области (л.д. 40-41).
По результатам проверки составлен акт от 28 февраля 2020 года № 4/324/2020/13/2 и выдано предписание № 4/324/2020/13/3, в содержании которых в числе прочих нарушений, допущенных в деятельности Дзержинского почтамта, указаны обстоятельства, выразившиеся в том, что по результатам расследования несчастного случая, произошедшего 04 декабря 2019 года с почтальоном Дзержинского почтамта УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России», начальником почтамта издан приказ от 20 февраля 2019 года, предусматривающий запрет на привлечение почтальонов к работе, не обусловленной трудовым договором.
30 января 2020 года начальником Дзержинского почтамта издан приказ № 9-0, который возлагает на почтальонов обязанности, связанные с реализацией продуктов питания при доставке пенсий и пособий.
Поскольку возложение данных обязанностей ставит под угрозу жизнь и здоровье работников АО «Почта России» и свидетельствует о необеспечении работодателем мероприятий по устранению причин произошедшего несчастного случая на производстве, административный орган пришел к выводу о нарушении такими действиями общества статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 41 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 (далее также Положение).
Данные обстоятельства отраженные в пунктах 1 акта от 28 февраля 2020 года № 4/324/2020/13/2 и предписания № 4/324/2020/13/3, явились основанием для привлечения АО «Почта России» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции с выводами должностного лица административного органа согласились.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу процессуальных актов.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся, правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Пунктом 41 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73, установлена ответственность работодателя за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве.
В качестве нарушений вышеприведенных норм трудового законодательства инспекцией в постановлении о назначении административного наказания заложены обстоятельства, по сути связанные с несоответствием ранее изданному приказу от 20 февраля 2019 года приказа начальника Дзержинского почтамта от 30 января 2020 года № 9-0, возлагающего на почтальонов обязанности по реализации продуктов питания при доставке пенсий и пособий, вследствие чего в деятельности общества не обеспечена реализация мероприятий по устранению причин несчастного случая на производстве.
Однако такое описание противоправного деяния АО «Почта России» не соответствует требованиям статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не содержит указание на конкретные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, образующих объективную сторону состава вменяемого правонарушения, фактически являясь вмешательством в хозяйственную деятельность общества.
Заслуживает внимание довод жалобы защитника общества о признании решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода незаконным предписания ГИТ от 28 февраля 2020 года № 4/324/2020/13/3.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку предписание вынесено по итогам той же проверки, что и оспариваемое постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 13 апреля 2020 года № 4/324/2020/13/8, и в целях устранения нарушений, являющихся основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Признавая предписание ГИТ № 4/324/2020/13/3 не соответствующим требованиям закона, в том числе в связи с несоблюдением процедуры проведения проверки, назначенной распоряжением врио руководителя Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 04 февраля 2020 года № 4/120, судебными инстанциями, рассматривающими дело в порядке административного судопроизводства, дана соответствующая оценка вменяемым обществу нарушениям статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 41 Положения, которая подробно изложена в судебных актах, в том числе кассационном определении суда кассационной инстанции.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для отмены постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 13 апреля 2020 года № 4/324/2020/13/8, решения судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 05 октября 2020 года, решения судьи Нижегородского областного суда от 24 декабря 2020 года, вынесенных в отношении АО «Почта России» по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника АО «Почта России» ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 13 апреля 2020 года № 4/324/2020/13/8, решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 05 октября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 24 декабря 2020 года, вынесенные в отношении АО «Почта России» по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина