ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1454/2021 от 20.07.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1454/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 20 июля 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу Дереневского Виктора Игнатьевича на вступившие в законную силу постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 1 августа 2019 года № АДК/633/101/19, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 октября 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 16 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в отношении должностного лица – председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба 1-2» Дереневского Виктора Игнатьевича,

у с т а н о в и л:

постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от 1 августа 2019 года № АДК/633/101/19, оставленным без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 октября 2019 года и решением судьи Сахалинского областного суда от 16 января 2020 года, должностное лицо – председатель садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба 1-2» (далее – СНТ «Дружба 1-2») Дереневский В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо – председатель СНТ «Дружба 1-2» Дереневский В.И. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 61 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зелёный фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зелёных зонах, лесопарковых зонах, и других озеленённых территорий в границах этих поселений. Охрана зелёного фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зелёного фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

В соответствии со статьёй 75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В Сахалинской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Сахалинской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Сахалинской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Сахалинской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Закон Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490-ФЗ «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

Частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490-ФЗ «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных муниципальными нормативными правовыми актами запретов на территориях озеленения, а также иных установленных запретов в отношении деревьев и кустарников, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований по охране окружающей среды, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 июня 2015 года № 177/12-15-5 утверждены единые и обязательные для исполнения нормы и требования к созданию благоприятной и безопасной среды проживания и жизнедеятельности населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» - Правила благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее - Правила благоустройства).

Правила подлежат обязательному исполнению юридическими и физическими лицами на территории городского округа (часть 2 статьи 2 Правил благоустройства).

В соответствии с частями 1, 9 и 13 статьи 38 Правил благоустройства зелёные насаждения являются неделимой частью зелёных участков, на которых они произрастают. Обязанности по созданию, охране и восстановлению зелёных насаждений и ответственность за выполнение этих обязанностей и сохранность зелёных насаждений возлагается на землепользователей.

На территории городского округа, за исключением земель лесного фонда, снос или пересадка зелёных насаждений, обрезка деревьев, кустарников и лиан, в том числе формирование их кроны, производятся по разрешению уполномоченного органа администрации города в сфере охраны окружающей среды. Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зелёных насаждений осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утверждённым постановлением администрации города.

В целях охраны зелёных насаждений, землепользователям, юридическим и физическим лицам запрещается повреждать или уничтожать зелёные насаждения.

Как следует из представленных материалов дела, 9 июля 2019 года в 10 часов 38 минут по поручению Дереневского В.И., на территории общего пользования СНТ «Дружба 1-2» с западной стороны участка № 40 был произведён снос трёх многоствольных ив, при этом разрешение на снос деревьев Дереневскому В.И. или СНТ уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды не выдавалось.

Указанные обстоятельства подтвердились в ходе проведённого 11 июля 2019 года экологом отдела охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска обследования указанной территории, в ходе которого были обнаружены три многоствольные ивы, спиленные механическим способом, порубочные остатки были складированы непосредственно на месте сноса.

Разрешение на снос деревьев Дереневскому В.И. уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды не выдавалось.

Факт совершения Дереневским В.И. административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 19 июля 2019 года № 64; объяснением Дереневского В.И.; актом осмотра территории от 11 июля 2019 года; фотографиями; схемой; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении СНТ «Дружба 1-2» и иными материалами дела.

Все обстоятельства и представленные доказательства были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.

Порядок и срок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Дереневскому В.И. назначено в пределах санкции части 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 № 490-ФЗ «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица административного органа и судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 1 августа 2019 года № АДК/633/101/19, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 30 октября 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 16 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21-8 Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 года № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в отношении должностного лица – председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба 1-2» Дереневского Виктора Игнатьевича, оставить без изменения, жалобу Дереневского Виктора Игнатьевича - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский