ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1462/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 24 февраля 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя СНТ «Агрохимик» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника регионального государственного экологического надзора природных ресурсов и экологии Омской области от 24 марта 2020г, решение Омского районного суда Омской области от 05 октября 2021г, решение судьи Омского областного суда от 07 декабря 2021г,вынесенные в отношении СНТ «Агрохимик», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника регионального государственного экологического надзора природных ресурсов и экологии Омской области от 24 марта 2020г № 1/37, СНТ «Агрохимик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Омского районного суда Омской области от 05 октября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 07 декабря 2021г, постановление должностного лица от 24.03.2020г оставлено без изменения, жалоба представителя СНТ «Агрохимик»- без удовлетворения.
В жалобе представитель СНТ «Агрохимик» ФИО1 просит отменить решение судьи Омского областного суда, возвратить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.04.2019 СНТ «Агрохимик» не заключило договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами код ФККО 7 31 100 00 00 0, образующуюся в результате уставной деятельности товарищества по адресу: Омская область, Омский район, п. Новомайский, в результате чего нарушило требования п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г «Об отходах производства и потребления».
Изложенное явилось основанием для привлечения товарищества к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 16.12.2019 № 1502 <данные изъяты> направило министру природных ресурсов Омской области информацию о том, что 17.08.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, <данные изъяты> заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. <данные изъяты> присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО. В рамках исполнения соглашения <данные изъяты> осуществляет деятельность по организации сбора твердых коммунальных отходов в местах накопления, их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации. Согласно приложенного к информационному письму реестра следует, что СНТ «Агрохимик» не заключило с <данные изъяты> договор на оказание услуг по обращению с ТКО, (л.д.159-161).
Таким образом, материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ТСН "Агрохимик» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ТСН "Агрохимик» состава административного правонарушения, в том числе в связи с тем, что должностным лицом и судами применен закон не подлежащий применению, были предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными по указанным в судебных решениях мотивам.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что СНТ «Агрохимик» вменено бездействие, выразившееся в не заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО в установленном законом порядке, при этом как ранее действующая редакция ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, так и редакция, действующая на дату привлечения лица к административной ответственности, обязывает собственников ТКО соблюдать требования норм и правил при обращении с ТКО, измененная редакция основанием для освобождения лица от административной ответственности, не является.
Доводы заявителя о том, что СНТ «Агрохимик» обратились к региональному оператору за перерасчетом платежей с 2019 по 2021гг, также не влечет отмену состоявшихся по делу актов, поскольку не опровергают установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о совершении товариществом вмененного состава правонарушения.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством обязанность по заключению договора по обращению с ТКО возложена на регионального оператора, а у товарищества есть только право заключения такого договора, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению присвоен код 7 30000 00 00 0.
В соответствии с подп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 1 - 3 п. 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) названных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) названных Правил.
Ссылка заявителя на положения абз. 4 п. 8 (17) Правил о том, что если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) названных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", во внимание не принимается.
Вышеприведенная норма подлежит системному толкованию с п. 5 Правил, и для ее применения у потребителя должно быть организовано место (площадка) для накопления отходов.
Из материалов дела следует, что место накопления (площадка) твердых коммунальных отходов СНТ "Агрохимик" к окончанию установленного п. 8 (17) Правил срока отсутствовало и не было внесено в территориальную схему отходов, утвержденную Минприроды Омской области, что подтверждается представленной Минприроды Омской области информацией. Соответственно, <данные изъяты> не имело возможности осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов данного товарищества без заключения договора.
Вопреки доводам жалобы, товарищество было извещено о датах и времени рассмотрения дела должностным лицом и составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Извещения о датах совершения названных выше процессуальных действиях были направлены должностным лицом по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ. Согласно отчетам об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами №, №, почтовые отправления прибыли в место вручения 16.01.2020, неудачная попытка вручения 21.01.2020, возврат отправителю 18.02.2020; 12.02.2020 прибыло в место вручения, неудачная попытка вручения 13.02.2020г, возврат отправителю 13.03.2020г, соответственно (л.д.168-170, 29, 31, 61-62). Кроме того, председатель СНТ «Агрохимик» ФИО2 в судебном заседании поясняла, что на период 2020г она находилась по юридическому адресу СНТ с 01.05 по 30.09.2020г, при обращении на почту в сентябре 2020г никаких писем ей не передано. Она проживает <данные изъяты>, о переадресации почтовой корреспонденции на данный адрес она указала только в апреле 2021г, (л.д.173).
При указанных обстоятельствах, должностными лицами не допущено нарушений требований статей 25.15, 25.12., 25.4 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств и толкованием норм материального права правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ТСН "Агрохимик" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора природных ресурсов и экологии Омской области от 24 марта 2020г, решение судьи Омского районного суда Омской области от 05 октября 2021г, решение судьи Омского областного суда от 07 декабря 2021г, вынесенные в отношении СНТ «Агрохимик» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения, жалобу представителя СНТ «Агрохимик» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева