ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-146/2022 от 16.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-146/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 марта 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Татарстан Наумовой Ю.И. на вступившее в законную силу определение мирового судьи судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан от 5 октября 2021 года о возвращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков, вынесенное в отношении Спасской районной организации Общественной организации Татарской Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов – «Общества инвалидов Республики Татарстан» (далее также – общественная организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

20 сентября 2021 года ведущим специалистом - экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в отношении общественной организации составлен протокол об административном правонарушении № 146/21, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан от 5 октября 2021 года указанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Республики Татарстан Наумова Ю.И. просит отменить названный судебный акт, приводя доводы о его незаконности, и направить материалы дела мировому судье для рассмотрения по существу.

Общественная организация, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора Республики Татарстан Наумовой Ю.И. протеста на указанное выше определение, в установленный срок возражения не представила.

Изучив обжалуемый судебный акт, доводы протеста заместителя прокурора Республики Татарстан Наумовой Ю.И. и приложенные к нему материалы, прихожу к следующим выводам.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и подробное описание события правонарушения, содержащее обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу положений частей 3 - 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Возвращая в административный орган протокол об административном правонарушении и иные материалы, составленный в отношении общественной организации мировой судья, в числе иного, исходил из того, что 20 сентября 2021 года названный протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя или защитника общественной организации, достоверные данные о надлежащем уведомлении общественной организации, в отношении которой было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления данного протокола отсутствуют.

Сведений о том, что возвращение протокола об административном правонарушении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан было осуществлено мировым судьей с нарушением требований статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представленные материалы не содержат.

Доводы протеста направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств.

Кроме того, частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Установление обстоятельств, подтверждающих факт невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, имеет существенное значение для выявления в действиях общественной организации объективной и субъективной сторон вменяемого ей административного правонарушения. Эти обстоятельства подлежат обязательной оценке при рассмотрении данного дела.

Следует отметить, что с учетом специфики спорных правоотношений, объективной стороны вменяемого правонарушения, предмета доказывания, необходимого для установления обстоятельств по делу, представленные с протоколом об административном правонарушении материалы не позволяют сделать обоснованный вывод по вопросам, имеющим отношение к установлению объективной и субъективной стороны административного правонарушения, что препятствует полноте исследования события вменяемого правонарушения и свидетельствует о правомерности возврата протокола об административном правонарушении на стадии подготовки дела к рассмотрению.

Необходимо также отметить, что в рассматриваемом случае опротестован судебный акт, вступивший в законную силу.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 указанного Кодекса, имели место 13 сентября 2021 года.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренный статьей 4.5 указанного Кодекса, истек 13 декабря 2021 года.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения протеста заместителя прокурора Республики Татарстан Наумовой Ю.И. и отмены вступившего в законную силу определения мирового судьи судебного № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан от 5 октября 2021 года отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

определение мирового судьи судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан от 5 октября 2021 года о возвращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков, вынесенное в отношении Спасской районной организации Общественной организации Татарской Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов – «Общества инвалидов Республики Татарстан» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Республики Татарстан Наумовой Ю.И. – без удовлетворения.

Судья (подпись) С.С. Картовенко

Постановление14.04.2022