ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1477/2021 от 27.07.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1477/2021

г. Пятигорск 27 июля 2021 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 5 июля 2021 г.) жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Стародворцовское» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Андроповскому и Кочубеевскому районам) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю ФИО2 от 20 августа 2020 г. и решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 29 сентября 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Стародворцовское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Андроповскому и Кочубеевскому районам) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю ФИО2 от 20 августа 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 29 сентября 2020 г., общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Стародворцовское» (далее также - ООО «СХП «Стародворцовское», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 220 000 рублей.

Названные акты в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пересматривались. Определением судьи Ставропольского краевого суда от 18 ноября 2020 г. ходатайство защитника ООО «СХП «Стародворцовское» ФИО3 о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 29 сентября 2020 г. отклонено.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО СХП «Стародворцовское» ФИО1 просит отменить постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Андроповскому и Кочубеевскому районам) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю ФИО2 от 20 августа 2020 г., решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 29 сентября 2020 г., ссылаясь на их незаконность.

Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. № 27л/с.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), статьями 4 и 5 Закона Ставропольского края «О пожарной безопасности» постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2020 г. № 223-п в связи с повышением в Ставропольском крае пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий (сухой, жаркой и ветреной погоды), необходимостью стабилизации в Ставропольском крае обстановки с пожарами, а также в целях защиты населения и территории Ставропольского края от чрезвычайных ситуаций на территории Ставропольского края с 1 мая 2020 г. и до принятия соответствующего постановления Правительства Ставропольского края о его отмене был установлен особый противопожарный режим.

Согласно пункту 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации данные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из пункта 207 Правил противопожарного режима в Российской Федерации следует, что в полевых условиях хранение и заправка нефтепродуктами автомобилей и технологического оборудования осуществляются на специальных площадках, очищенных от сухой травы, горючего мусора и опаханных полосой шириной не менее 4 метров, или на пахоте на расстоянии 100 метров от токов, стогов сена и соломы, хлебных массивов и не менее 50 метров от строений.

Пунктом 212 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что руководитель организации организует проведение противопожарного инструктажа с лицами, задействованными в уборке урожая, обеспечивает и тракторы - 2 огнетушителями, 2 штыковыми лопатами) и исправными искрогасителями уборочные агрегаты и автомобили первичными средствами пожаротушения (комбайны всех типов, за исключением случаев применения системы нейтрализации отработанных газов).

Согласно Пунктам 214 и 215 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров.

Уборка зерновых начинается с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее 8 метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее 4 метров.

Как следует из материалов дела, на основании задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территорий № 9 от 7 июля 2020 г. проведен осмотр (обследование) территории по маршруту: <адрес>.

В ходе планового (рейдового) осмотра 7 июля 2020 г. в 16 часов 47 минут установлен факт нарушения ООО СХП «Стародворцовское» пунктов 207, 212, 214 и 215 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в период действия особого противопожарного режима на уборочном пшеничном поле с кадастровым номером по координатам: широта , долгота , что послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 95 от 7 августа 2020 г. (л.д. 73-74); актом осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию от 7 июля 2020 г. № 9 с фототаблицей к нему (л.д. 105-112) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, нарушений при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования территорий по маршруту: <адрес>, в ходе которого установлено нарушение ООО СХП «Стародворцовское» требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, не усматривается, как и не установлено нарушений требований Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении по результатам данной проверки процессуальных документов.

Вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, регламентированы положениями статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ)

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

Приказом МЧС России от 24 марта 2017 г. № 132 (действовавшим на момент проведения планового (рейдового) осмотра ООО СХП «Стародворцовское») был утвержден Порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее – Порядок)

Согласно пункту 17 Порядка в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела усматривается, что порядок оформления задания на проведение планового (рейдового) осмотра по вопросам обеспечения пожарной безопасности, оформления его результатов должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления и профилактики работы МЧС России по Ставропольскому краю соблюден.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана надлежащая юридическая оценка действиям ООО СХП «Стародворцовское» и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности Общества в его совершении.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ имеющихся в материалах дела доказательств позволяет признать, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вопреки доводам жалобы имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для вывода о наличии в действиях Общества вменяемого ему административного правонарушения

Деяние Общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.

В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые явились предметом исследования при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влияют на законность принятых на основании имеющихся в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих факт не соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, актов и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО СХП «Стародворцовское» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие законного представителя Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда законодательства, регулирующего вопросы привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено ООО СХП «Стародворцовское» в пределах санкции данной нормы.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения ООО СХП «Стародворцовское» к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Андроповскому и Кочубеевскому районам) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю ФИО2 от 20 августа 2020 г. и решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 29 сентября 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Стародворцовское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Стародворцовское» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции И.А. Нафиков

Справка:

судья районного суда Щербаков С.А.