ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1478/2021 от 26.04.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1478/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 26 апреля 2021 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦСЕРВИС» директора ФИО1 (далее - ФИО1), на вступившее в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 ноября 2019 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦСЕРВИС» (далее – ООО «СПЕЦСЕРВИС») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 ноября 2019 г. ООО «СПЕЦСЕРВИС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО «СПЕЦСЕРВИС» директор ФИО1 просит отменить названный судебный акт, приводя доводы о его незаконности, и прекратить производство по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «СПЕЦСЕРВИС» к административной ответственности) осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ) контролируемые товары и технологии – это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Согласно статье 6 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

В соответствии с пунктом 6.1.1 и пунктом 1.1.7.2 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 1661, к товарам и технологиям двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль относятся в том числе акустика (акустические системы, оборудование (аппаратура) и компоненты, определенные ниже) и электродетонаторы взрывчатого вещества, такие как: детонаторы со взрывающимся мостиком (ВМ) (искровые детонаторы); детонаторы со взрывающейся перемычкой из провода (токовые детонаторы); детонаторы с ударником (пробойником) (детонаторы ударного действия); инициаторы со взрывающейся фольгой.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона.

Решения о выдаче лицензии или разрешении принимаются по результатам проведения государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, которая проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Федеральной службе по техническому и экспертному контролю по соответствующим направлениям науки, техники и технологии (Правила проведения государственной экспертизы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 294 (с изм. и доп.)).

Целью проведения экспертизы является установление, подпадают ли образовательные услуги, предоставляемые юридическим лицом, под действие списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Из материалов дела следует, что при осуществлении информационно – методической работы с российским участником внешнеэкономической деятельности выявлен факт совершения внешнеэкономической операции и установлено, что в соответствии со статистической формой учета перемещения товаров (регистрационный номер ) между ООО «СПЕЦСЕРВИС» и ТОО «БАТЫСГЕОФИЗСЕРВИС» осуществлена внешнеэкономическая операция с прибором взрывным высокочастотным – автономным (ПВВ-А) в количестве 5 штук без специального разрешения (лицензии).

ДД.ММ.ГГГГ в городе Октябрьском Республики Башкортостан между ООО «СПЕЦСЕРВИС» и ТОО «БАТЫСГЕОФИЗСЕРВИС» заключен договор купли-продажи на поставку приборов взрывных высокочастотных автономных ПВВ-А в количестве 5 штук на общую сумму <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ТОО «БАТЫСГЕОФИЗСЕРВИС» перечислило ООО «СПЕЦСЕРВИС» денежные средства в указанной сумме.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «СПЕЦСЕРВИС» сдало товар в российскую транспортную компанию ООО ТК «КАШАЛОТ», которая 29 мая 2019 г. доставила и передала товар указанному иностранному участнику внешнеэкономической деятельности на территории Республики Казахстан.

Согласно идентификационному заключению Центра независимой идентификационной экспертизы ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в заключении, требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспертному контролю.

Результаты экспертизы показали, что переданные ООО «СПЕЦСЕРВИС» по договору от ДД.ММ.ГГГГ представителю ТОО «БАТЫСГЕОФИЗСЕРВИС» приборы взрывные высокочастотные ПВВ-А в количестве 5 штук способны выполнять функции товаров, контролируемых по пункту 6.1.1 и пункту 1.1.7.2 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент передачи 29 мая 20219 г. товара иностранному участнику внешнеэкономической деятельности ООО «СПЕЦСЕРВИС» лицензию Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на указанную внешнеэкономическую операцию не получало, необходимые документы для этого не направляло.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-12); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-23); определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние ООО «СПЕЦСЕРВИС» образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждения заявителя в жалобе о том, что действия ООО «СПЕЦСЕРВИС» содержат в себе состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влекут отмены состоявшегося по делу судебного акта, потому как основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения.

Несогласие законного представителя ООО «СПЕЦСЕРВИС» директора ФИО1 с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО «СПЕЦСЕРВИС» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 ноября 2019 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦСЕРВИС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦСЕРВИС» директора ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев