№ 16-1480/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 мая 2020 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Великолукский свиноводческий комплекс» генерального директора ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 4 октября 2018 г. № ОЗН-02/18-254-259/261-266, решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 21 мая 2019 г. и решение судьи Псковского областного суда от 30 сентября 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Великолукский свиноводческий комплекс» (далее – ООО «Великолукский свиноводческий комплекс», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 4 октября 2018 г. № ОЗН-02/18-254-259/261-266, оставленным без изменения решением судьи Невельского районного суда Псковской области от 21 мая 2019 г. и решением судьи Псковского областного суда от 30 сентября 2019 г., ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» генеральный директор Подвальный В.А. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении плановой проверки.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» к административной ответственности).
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 15.06.2018 № 911-П, в период с 03.07.2018 по 16.07.2018 с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений земельного законодательства Российской Федерации проведена плановая выездная проверка ООО «Великолукский свиноводческий комплекс».
При проведении проверки установлено, что собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№, № ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» в нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.2008 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» не проводятся обязательные мероприятия, направленные на защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях № ОЗН-02/18-257, № ОЗН-02/18-258, № ОЗН-02/18-259, № ОЗН-02/18-261, № ОЗН-02/18-262, № ОЗН-02/18-263, № ОЗН-02/18-264, № ОЗН-02/18-265, № ОЗН-02/18-266 от 20 августа 2018 г., актами осмотра (обследования) принадлежащих юридическому лицу земельных участков от 3 июля 2018 г., 9 июля 2018 г., выписками из Единого государственного реестра недвижимости, актом проверки № КСЗ-ОЗН-02/18-033 от 17 июля 2018 г. и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 указанного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на неверном толковании норм права, были предметом проверки судей судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 4 октября 2018 г. № ОЗН-02/18-254-259/261-266, решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 21 мая 2019 г. и решение судьи Псковского областного суда от 30 сентября 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Великолукский свиноводческий комплекс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Великолукский свиноводческий комплекс» генерального директора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции