ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1486/2022 от 14.07.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1486/2022

г. Пятигорск 14 июля 2022 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 27 июня 2022 г.) жалобу М. и его защитника М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 117 Карабудахкентского района Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г., решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 26 апреля 2022 г., вынесенные в отношении М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 117 Карабудахкентского района Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 26 апреля 2022 г., М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством сроком на четыре месяца.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, М. и его защитник М. просят отменить вынесенные в отношении М. судебные акты, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.

Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года № 27л/с.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения М. к административной ответственности) перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В пункте 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее – Правила дорожного движения), дано понятие опасного груза, под которым понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 23.5 Правил дорожного движения).

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений.

Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200, согласно пункту 3 которых перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Согласно разделу 8.1.4 ДОПОГ к транспортным единицам, перевозящим опасные груз, за исключением тех, которые упомянуты в пункте 8.1.4.2, применяются следующие положения: на каждой транспортной единице должен находиться по крайней мере один переносно огнетушитель для тушения пожаров классов А, В, и С (Классы пожаров согласно стандарту «Классификация пожаров»), минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и который пригоден для тушения пожара в двигателе или кабине транспортной единицы; требуется следующее дополнительное оборудование: на транспортных единицах максимально допустимой массой более 7,5 тонн - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А,В и С, минимальная совокупная емкость которых составляет 12 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг; на транспортных единицах максимально допустимой массой более 3,5 тонн, но не более 7,5 тонн - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А,В и С, минимальная совокупная емкость которых составляет 8 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг; на транспортных единицах максимально допустимой массой до 3,5 тонн включительно - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А,В и С, минимальная совокупная емкость которых составляет 4 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава).

На транспортных единицах, перевозящих опасные грузы в соответствии с пунктом 1.1.3.6, должен находиться один переносной огнетушитель для тушения пожаров классов А,В и С, минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) (пункт 8.1.4.2 ДОПОГ).

В соответствии с пунктом 6.10 «ГОСТ 33666-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования» автотранспортные средства должны иметь переносные огнетушители в соответствии с положением Соглашения (подраздел 8.1.4.1).

Как усматривается из материалов дела, 22 февраля 2022 г. на 1349 км + 800 м автодороги Р 22 на территории Наримановского района Астраханской области водитель М. с нарушением пункта 8.1.4 ДОПОГ перевозил на автомобиле марки FH Volvo Trucks 4х2, государственный регистрационный знак , с полуприцепом цистерной, опасный груз (мазут топочный М-100, в количестве 2 100 тонн, класс опасности 9), при отсутствии на данном транспортном средстве огнетушителя.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; рапортом инспектора ДПС ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области ФИО и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для применения мер обеспечения производства по делу, а также оформления протокола об административном правонарушении, как усматривается из материалов дела, явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие правонарушения описано должным образом. Событие вмененного М. деяния описано в протоколе об административном правонарушении в соответствии с диспозицией части 1 статьи 12.21.2 названного Кодекса, с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

С принятым мировым судьей постановлением о виновности М. в совершении вмененного административного правонарушения обоснованно согласился судья Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан. Жалоба М. и его защитника М. на вынесенное по делу постановление рассмотрена судьей районного суда с соблюдением положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Довод заявителей о том, что мазут М-100 не может рассматривается в качестве опасного груза, в связи с чем действия М. не могли быть квалифицированы по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признан состоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего перевозку опасных грузов.

В соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. в тех случаях, когда грузы, которые, как известно или предполагается, являются опасными, не могут быть обнаружены по их наименованию ни в таблице А, ни в таблице В, такие грузы должны классифицироваться в соответствии с частью 2, в которой изложены все соответствующие процедуры и критерии необходимые для определения того, считаются ли такие грузы опасными и к какому номеру ООН их следует отнести.

С учетом изложенного следует признать, что судьи нижестоящих инстанций, квалифицируя действия М. по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно исходили из того, что перевозимый им груз являлся опасным, при перевозке которого транспортное средство должно иметь оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия. Такой вывод судебных инстанций, вопреки доводам жалобы, требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» не противоречит.

При этом также следует иметь ввиду, что в силу ГОСТ 26098-84 «Межгосударственный стандарт. Нефтепродукты» мазут относится к нефтепродуктам, в связи с чем отнесение указанного груза к 9 классу опасности с учетом содержащихся в протоколе об административном правонарушений сведений о товарно-транспортной накладной данных, сомнений не вызывает.

Постановление о привлечении М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено М. в пределах санкции части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признать, что назначенное М. наказание является суровым, несправедливым, оснований не имеется.

Признать, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении были нарушены права М. на защиту оснований также не имеется. С момента возбуждения дела об административном правонарушении М. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела не усматривается, что имелись препятствия в реализации М. предусмотренных названными нормами прав. О месте и времени рассмотрения дела, назначенного на 22 февраля 2022 г., М. извещен надлежащим образом посредством СМС-извещения в связи с его согласием на такой вид уведомления о судебном заседании. Жалоба М. и его защитника М. на вынесенное по делу постановление судьей районного суда рассмотрена с их участием.

В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают установленные обстоятельства и выводы нижестоящих судебных инстанций о наличии в деянии М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу актов.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 117 Карабудахкентского района Республики Дагестан от 22 февраля 2022 г., решение судьи Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 26 апреля 2022 г., вынесенные в отношении М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу М. и его защитника М. - без удовлетворения.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции И.А. Нафиков

Справка:

мировой судья Арсланханов Д.А.,

судья районного суда Казаватов А.А.