ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1495/2021 от 02.09.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1495/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 02 сентября 2021 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Кольский научный центр Российской академии наук" (далее - ФИЦ КНЦ РАН) ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года и решение судьи Мурманского областного суда от 10 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ФИЦ КНЦ РАН по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 10 декабря 2020 года, ФИЦ КНЦ РАН признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИЦ КНЦ РАН ФИО1 просит постановление и решение отменить, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов.

Правовая основа в области охраны окружающей среды при производстве и обращении потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов установлена частью 1 статьи 47 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 51 вышеуказанного Федерального закона установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в том числе и радиоактивными отходами.

Исходя из положений вышеуказанных норм, обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов и обращение с отходами производства и потребления, в том числе и с радиоактивными отходами, имеют различное правовое регулирование. Соответственно, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по соответствующей части статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов – по соответствующей части статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 02 июня 2020 года ФИЦ КНЦ РАН вменено административное правонарушение, выразившееся в нарушении норм действующего законодательства в области обращения с радиоактивными отходами посредством вывоза хвостов обогащения руды Зашихинского редко метального месторождения на непредусмотренную для этих целей Апатитскую городскую санкционированную свалку отходов и без наличия оформленного паспорта радиоактивных отходов. По мнению составившего протокол должностного лица, действия ФИЦ КНЦ РАН образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактическими обстоятельствами, послужившими основанием для составления вышеуказанного протокола послужило то, что 28 октября 2019 года ФИЦ КНЦ РАН была осуществлена выгрузка 10 бочек с отходами переработки и обогащения руды Зашихинского редко метального месторождения на Апатитской городской санкционированной свалке отходов. При измерении радиационного фона 28.10.2019 в 13 часов 47 минут вблизи бочек с указанным веществом дозиметром были определены следующие радиационные параметры: мощность амбиентной дозы гамма-излучения на участке местности городской свалки в г.Апатиты составляет от 100 до 253 мЗв/ч, на расстоянии 0,1 м от пастообразного и сыпучего вещества – до 1 мкЗв/ч.

Судьей Мурманского областного суда при проверке законности постановления судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года не учтено, что обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов и обращение с отходами производства и потребления, в том числе и с радиоактивными отходами, имеют различное правовое регулирование, и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по соответствующей части статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок обращения с радиоактивными отходами регулируется Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно части 2 статьи 3 которого понятие "радиоактивные отходы" используется в значении, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". В целях настоящего Федерального закона радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

Статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлено, что радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.2012 N 1069 установлены критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов.

На основании вышеизложенного, при установлении события административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных требований при обращении с радиоактивными отходами, необходимо установить, являются ли данные отходы радиоактивными в соответствии с частью 2 статьи 3 Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В поданной в Мурманский областной суд жалобе на постановление районного суда одним из ее доводов было указано на то, что вывезенные организацией отходы не являются радиоактивными, исходя из установленных законодательством РФ критериев отнесения отходов к радиоактивным.

Однако, данному доводу жалобы не была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела. Судьей областного суда при проверке законности постановления судьи районного суда не установлено, относятся ли вывезенные организацией отходы радиоактивными в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения жалобы в Мурманском областном суде не выполнены требования пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Мурманского областного суда от 10 декабря 2020 года и возвращения жалобы защитника ФИЦ КНЦ РАН ФИО1 в Мурманский областной суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Мурманского областного суда от 10 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Кольский научный центр Российской академии наук" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Кольский научный центр Российской академии наук" ФИО1 на постановление судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 17 сентября 2020 года возвратить в Мурманский областной суд на новое рассмотрение.

Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин

общей юрисдикции