№16-1496/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 01 апреля 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В.,
рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» – ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ – главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору №65 от 20 июля 2021 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»,
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ – главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору № 65 от 20 июля 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2021 года и судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2021 года, акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее по тексту – АО «Ямалкоммунэнерго», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты защитник АО «Ямалкоммунэнерго» просит их отменить, производство по делу прекратить.
02 марта 2022 года дело об административном правонарушении, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.6 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон о пожарной безопасности) следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено при рассмотрении дела, АО «Ямалкоммунэнерго» на основании договора аренды № <данные изъяты> от 20 июля 2018 года использует в своей деятельности склад ГСМ, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Согласно пункту 2.3 договора аренды имущество передается в рабочем состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым промышленным зданиям, сооружениям и оборудованию, используемому для производственных, потребительских, коммерческих и иных целей в соответствии с функциональным назначением имущества и условиям договора.
Пунктом 5.3.9 указанного договора установлена обязанность общества содержать в исправном состоянии здания, строения, сооружения, транспортные средства и иное имущество, руководствуясь действующими нормами и правилами технической эксплуатации, правилами проведения планово-предупредительного ремонта, правилами пожарной безопасности, производственной санитарии, требованиями промышленной безопасности, требованиями органов Ростехнадзора и Росстандарта России, экологическими нормативами и прочими нормами и правилами, выполнять правила и требования гражданской обороны и пожарной безопасности за счет собственных средств.
23 июня 2021 года при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения №44 от 28 мая 2021 года на объекте защиты АО «Ямалкоммунэнерго» - склада ГСМ филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе, были выявлены и зафиксированы нарушения Обществом требований статьи 59 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; подпунктов 6.4.69; 6.4.72; 6.4.93 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно - не оборудованы резервуары стационарно установленными генераторами пены и сухими трубопроводами (с соединительными головками для присоединения пожарной техники и заглушками), выведенными за обвалование; не обеспечен запас пенообразователя для целей тушения резервуаров.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Ямалкоммунэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Ямалкоммунэнерго» административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалоб на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, получены в установленном законом порядке.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Действия АО «Ямалкоммунэнерго» правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что переданный обществу по договору аренды склад не соответствовал требованиям пожарной безопасности, а также о том, что тарифами Общества на 2021 год не было предусмотрено перевооружение склада, не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, и основаниями для изменения обжалуемых актов не являются.
В силу статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды № <данные изъяты> от 20 июля 2018 года урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил обоснованно привлечено АО «Ямалкоммунэнерго», которое не выполнило возложенную на него обязанность.
Обстоятельства, касающиеся отсутствия мероприятий по перевооружению склада в инвестиционных и производственных программах общества на 2021 год, не отменяют возложенные договором на общество обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении объекта.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного суда и суда округа дело проверено в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ – главного государственного инспектора Ямальского района по пожарному надзору № 65 от 20 июля 2021 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» – ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова