ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1500/20 от 09.04.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1500/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 9 апреля 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу с дополнениями генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Генеральная Сюрвейерская Компания» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Брянска от 20 августа 2019 года и решение судьи Брянского областного суда от 25 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Генеральная Сюрвейерская Компания» (далее – ООО «ГСК», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г. Брянска от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 25 октября 2019 года, ООО «ГСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 514 руб. 15 коп..

В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества ФИО1 просит об отмене судебных актов, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары в числе других сведений указываются такие сведения о товарах как наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено данным Кодексом.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе, в частности, осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (статья 187 указанного Кодекса).

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 названного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками (статья 189 Таможенного кодекса Таможенного союза)

В соответствии с ч.1 ст.51 Таможенного кодекса Таможенного союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Согласно ст.52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (п.1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (п.2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (п.3). Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 названного Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (п.4).

По товарной субпозиции по единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 (ТН ВЭД ЕАЭС), 0407 11 классифицируются «оплодотворенные яйца для инкубации кур домашних» (ставка ввозной таможенной пошлины – 0 %).

Из текста товарной субпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 0407 21 000 0 следует, что по данному коду классифицируются «яйца прочие свежие кур домашних» (ставка ввозной таможенной пошлины – 15 %).

Как усматривается из материалов дела, должностными лицами Брянской таможни с 17 мая 2018 года по 31 августа 2018 года проведена внеплановая выездная таможенная проверка закрытого акционерного общества «Куриное Царство – Брянск» (далее – ЗАО «Куриное Царство – Брянск») по вопросу достоверности заявления кода по ТН ВЭД ЕАЭС товаров «инкубационные яйца», ввезенных в рамках исполнения обязательств по контрактам, задекларированных за период с 5 августа 2015 года по 29 декабря 2017 года, и содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях.

Согласно акту выездной таможенной проверки от 31 августа 2018 года и проведенному административному расследованию должностными лицами Брянской таможни установлено, что 30 сентября 2016 года ЗАО «Куриное Царство-Брянск» (покупатель) заключило внешнеторговый контракт №СК-33-17 с фирмой «Вимекс Аграрпродукт Импорт и Экспорт ГмбХ» (Германия, продавец), предметом которого является купля-продажа товара - бройлерные инкубационные яйца кросса Кобб 500 ФФ и Кобб 500 СФ и Росс 308, на условиях поставки DAP (ИНКОТЕРМС 2010) инкубатор покупателя.

Согласно пункту 7.6 контракта средний вывод за месячный период поставок не должен быть меньше 83%, основываясь на данных вывода таких же яиц в Германии и при условии, что яйцо должно быть заложено в инкубатор не позднее 8 дней с момента их отправки.

Во исполнение обязательств по контракту в адрес ЗАО «Куриное Царство-Брянск» 24 октября 2017 года поступил товар «оплодотворенные яйца кур домашних (GALLUS DOMESTICUS) бройлеров КРОСС А «COBB 500 FF», «COBB 500 SF», «ROSS 308» свежие для инкубации (не племенные), 260280 шт., которые были задекларированы ЗАО «Куриное Царство-Брянск» в ДТ №10102072/241017/0007728, таможенная процедура: выпуск в свободное обращение (ИМ 40), страна происхождения и отправления – Германия, отправитель «WIWEX AGRARPRODUKTE IMPORT EXPORT GMEN» (Германия). Товаросопроводительные документы: CMR б/н от 30 сентября 2017 года, инвойс 01182000727 от 30 сентября 2017 года.

Таможенное декларирование товара от имени декларанта ЗАО «Куриное Царство-Брянск» осуществлял таможенный представитель ООО «ГСК».

При таможенном декларировании указанного товара по ДТ №10102072/241017/0007728 в графе 31 таможенным представителем ООО «ГСК» заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 0407 11 000 0.

Также установлено, что ЗАО «Куриное Царство Брянск» предоставило сведения о результатах вывода цыплят по партиям яиц, поступивших по ДТ письмом от 23 августа 2018 года № 15/17. Сведения о количестве неоплодотворенных яиц, поступивших по каждой ДТ согласно данным ЗАО «Куриное Царство-Брянск», отражено в столбце 18 таблицы Приложения № 2 к акту №10102000/210/310818/А000094.

Согласно приложению № 2 к указанному акту количество неоплодотворённых яиц из партии товара № 1 по ДТ №10102072/241017/0007728 составило 43159 штук (всего заявлено в ДТ 260280 штук).

Таким образом, часть проверяемых товаров (неоплодотворенные куриные свежие яйца) не являются оплодотворенными инкубационными куриными яйцами.

В связи с изложенным, Брянской таможней принято решение от 31 августа 2018 года N РКТ-10102000-22-18/000089 о классификации, согласно которому часть товара, ввезенного по декларации на товары, классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 0407 21 000 0 «яйца свежие прочие: кур домашних (Gallus domesticus)» (ставка ввозной таможенной пошлины 15%).

Таможенный орган пришел к выводу о том, что таможенным представителем ООО «ГСК» не выполнены требования ст. ст.179, 181, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, выразившееся в заявлении при таможенном декларировании товаров «оплодотворенные яйца кур домашних» в ДТ №10102072/241017/0007728 недостоверных сведений в отношении части товара №1 («неоплодотворенные яйца кур домашних (Gallus Domesticus), свежие бройлерные»), а именно об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, что послужило основанием для занижения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 101 028 руб. 30 коп..

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья областного суда, рассмотрев жалобу, поданную обществом в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи районного суда от 20 августа 2019 года оставил без изменения.

Вместе с тем выводы о наличии в деянии общества состава административного правонарушения являются преждевременными ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года) ТН ВЭД ЕАЭС – это Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

В п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (далее - Гармонизированная система и Конвенция), участником которой является Российская Федерация.

Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер.

При классификации ввозимых товаров для таможенных целей согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, входящим в Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54, 1 и 6 должны приниматься во внимание их объективные свойства и характеристики, имеющие значение для правильной классификации согласно описанию соответствующей товарной позиции или субпозиции, а также может учитываться международная практика классификации таких товаров.

Из товарной субпозиции ТН ВЭД 0407 11 следует, что по данному коду классифицируются оплодотворенные яйца для инкубации кур домашних при условии подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, государства - члена Евразийского экономического союза целевого назначения ввозимого товара.

Из материалов дела следует, что ООО «ГСК» и АО «Куриное Царство-Брянск» в ходе производства по делу об административном правонарушении указывалось о ввозе товаров в соответствии с заключенным внешнеторговым контрактом, предметом которого являлись продажа и поставка бройлерных инкубаторных яиц. Названные товары ввозились с целью выращивания цыплят-бройлеров. Целевое значение ввозимых яиц подтверждалось разрешениями на ввоз, выданными Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Вместе с тем при рассмотрении дела судебными инстанциями разрешения на ввоз, данные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, не исследовались, оценка им не дана.

Также судебными инстанциями не выяснялось, каким образом ЗАО «Куриное Царство-Брянск» была использована бракованная (неоплодотворенная) часть яиц. Доказательства, подтверждающие использование либо утилизацию (ветеринарные свидетельства на утилизацию и соответствующие накладные) этого товара, судебными инстанциями не исследовались и оценка им не дана.

Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Брянского областного суда от 25 октября 2019 года подлежит отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Брянский областной суд.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Брянского областного суда от 25 октября 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Генеральная Сюрвейерская Компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Брянский областной суд.

Судья А.В. Поддымов