№ 16-1522/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток 3 ноября 2020 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу законного представителя НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Чукотского районного суда Чукотского автономного округа от 10 января 2020 года, решение судьи суда Чукотского автономного округа от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чукотского районного суда Чукотского автономного округа от 10 января 2020 года НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи суда Чукотского автономного округа от 10 марта 2020 года постановление судьи Чукотского районного суда Чукотского автономного округа от 10 января 2020 года оставлено без изменения, жалоба законного представителя НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон о персональных данных) оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона о персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право, в частности, запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.
В соответствии со статьей 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228, федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В силу части 4 статьи 20 Федерального закона о персональных данных оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.
Из материалов дела следует, что НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» в нарушение требований части 4 статьи 20 Федерального закона о персональных данных в установленный срок не представило Управлению Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу по запросу руководителя названного административного органа от 19 сентября 2019 года № 6072-04/49 уведомление об обработке персональных данных либо мотивированный ответ о возможности осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав объектов персональных данных.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № АП-49/05/462 от 5 декабря 2019 года (л.д. 4-7); запросом руководителя Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 19 сентября 2019 года № 6072-04/49 (л.д. 8); почтовым уведомлением (л.д. 9); выпиской из ЕГРЮЛ от 27 ноября 2019 года № ЮЭ9965-19-118112308 (л.д. 10-11) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Деяние НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» правильно квалифицировано по статье 19.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона о персональных данных НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, при этом представление мотивированного ответа о возможности осуществлять обработку персональных данных без уведомления указанного органа действующим законодательством не предусмотрено, не может повлечь отмену либо изменение состоявшихся по делу судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно почтовому уведомлению (л.д. 9) 21 октября 2019 года НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» получило запрос руководителя Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 19 сентября 2019 года № 6072-04/49, вместе с тем в нарушение требований части 4 статьи 20 Федерального закона о персональных данных в течение 30 дней с даты получения указанного запроса, т.е. в срок до 20 ноября 2019 года, учреждение не представило сведения, необходимые уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных для реализации своих полномочий, несмотря на то, что имело такую возможность.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судьей районного суда законный представитель юридического лица ФИО1 факт непредоставления уполномоченному органу запрашиваемых сведений не отрицал (л.д. 46).
Таким образом, учитывая приведенные правовые нормы, а также установленные по делу обстоятельства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что действия НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа», выразившиеся в непредставлении сведений в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, представление которых предусмотрено Федеральным законом о персональных данных и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности по защите прав субъектов персональных данных, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» назначено в пределах санкции статьи 19.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Постановление судьи районного суда вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Чукотского районного суда Чукотского автономного округа от 10 января 2020 года, решение судьи суда Чукотского автономного округа от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» оставить без изменения, жалобу законного представителя НОУ «Чукотская юридическая консультация адвокатской палаты Чукотского автономного округа» ФИО1 без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов