ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1546/2022 от 22.03.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1546/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 22 марта 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО1, действующего на основании доверенности, на вступившее в законную силу решение судьи Иркутского областного суда от 06 сентября 2021 г., вынесенное в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 08 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 02 июня 2021 г. Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Иркутского областного суда от 06 сентября 2021 г. постановление главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 08 декабря 2020 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 02 июня 2021 г. отменены, производство по делу прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе должностное лицо начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО1, действующий на основании доверенности, просит об отмене судебного решения, указывая на то, что материалами дела подтверждается осуществление Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области работ с нарушением требований пожарной безопасности, тем самым создается угроза жизни, здоровью и имуществу людей.

Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области письменные возражения на жалобу не представлены.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Постановлением главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 08 декабря 2020 г. Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании распоряжения №299 от 25 августа 2020 г. в период времени 09 сентября 2020 г. с 10-00 часов до 12-00 часов, 14 сентября 2020 г. с 11-00 часов до 12-00 часов проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда РФ по Иркутской области по соблюдению требований пожарной безопасности и исполнения ранее выданного предписания органа государственного пожарного надзора от 24 марта 2020 г. № 119/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности по адресу: <...>.

По результатам внеплановой выездной проверки должностным лицом составлен акт проверки № 299 от 16 сентября 2020 г., а также выдано предписание № 299/1/1 от 16 сентября 2020 г., которым установлена обязанность Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда РФ по Иркутской области устранить выявленные нарушения.

Согласно Акта проверки от 16 сентября 2020 г. были выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, нарушен Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что послужило основанием для составления 30 ноября 2020 г. в отношении Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу и отменяя постановление по делу об административном правонарушении и последующее решение судьи районного суда, судья Иркутского областного суда пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении, поскольку руководителем Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области 07 августа 2020 г. направлялась в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета в Пенсионный Фонд России заявка на выделение средств на проектно-исследовательские работы для проведения капитального ремонта здания. Получение указанных бюджетных средств на 2020 г. Федеральным законом от 02 декабря 2019 г. №383-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» не было предусмотрено, поскольку первоначально нарушение требований пожарной безопасности в здании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области было выявлено 24 марта 2020 г., что нашло своё отражение в соответствующем акте проверки, вследствие чего указанная заявка в 2019 г. не подавалась. Бюджетное финансирование проектно-исследовательских работ для проведения капитального ремонта здания поступило только в 2021 г., после чего были заключены договоры с подрядной организацией.

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору ФИО1 от 08 декабря 2020 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 02 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области были отменены, производство по делу – прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения.

Как усматривается из материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, имели место 14 сентября 2020 г.

На момент рассмотрения настоящей жалобы должностного лица срок давности привлечения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области к административной ответственности истек.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности, обсуждаться не может.

Кроме того, ст. 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области было прекращено, то возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения, возобновления производства по делу, утрачена.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенного по делу судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

решение судьи Иркутского областного суда от 06 сентября 2021 г., вынесенное в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.А. Галлингер