ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1547/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 11 марта 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Нарышкиной И.Ю., действующей в интересах администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №9 Ленинского района г. Саратова от 26 октября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (далее также – администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №9 Ленинского района г. Саратова от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 13 декабря 2021 года, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации Нарышкина И.Ю. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ) уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В силу пункта 1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N228, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Как усматривается из материалов дела, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Саратовской области, Управление) поступило обращение ФИО1 о нарушении администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.
В целях рассмотрения данного обращения в адрес администрации Управлением Роскомнадзора по Саратовской области направлен запрос от 9 июля 2021 года № 9588-01/64 о предоставлении в установленный частью 4 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ срок следующих сведений и документов: письменные пояснения по доводам обращения ФИО4; основание обработки персональных данных ФИО4, в том числе – информацию, подтверждающую его согласие на их обработку; перечень обрабатываемых персональных данных ФИО4; сведения о результатах рассмотрения заявления ФИО4 об отзыве согласия на обработку его персональных данных; в случае отсутствия правовых оснований обработки персональных данных ФИО4 - информацию о принятии мер по уничтожению его персональных данных.
Указанный запрос получен администрацией 16 июля 2021 года.
Однако в ответе администрации, поступившем в Управление 30 августа 2021 года по факсимильной связи, не содержалось следующих сведений и документов: о наличии основания обработки персональных данных ФИО4; о перечне обрабатываемых персональных данных ФИО4; о результатах рассмотрения заявления ФИО4 об отзыве согласия на обработку его персональных данных; в случае отсутствия правовых оснований обработки персональных данных ФИО4 - информации о принятии мер по уничтожению его персональных данных.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15 сентября 2021 года (л.д.6-8), обращением ФИО4 от 9 июля 2021 года (л.д.9-10), запросом Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 9 июля 2021 года (л.д.15), ответом администрации от 30 июля 2021 года (л.д.21) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние администрации правильно квалифицировано по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что запрос Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 9 июля 2021 года № 9588-01/64 получен администрацией 17 июля 2021 года, опровергается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080662242143 (л.д.20). При этом дата регистрации данного запроса в администрации, значение по делу не имеет.
Оснований, позволяющих признать совершенное администрацией административное правонарушение малозначительным и освободить ее от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации с учетом санкции ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Таким образом, оснований для отмены состоявшихся по делу актов не имеется.
Однако имеются основания для изменения судебных актов ввиду следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В обжалуемых актах судебные инстанции пришли к выводу о том, что администрацией ответ был дан на запрос Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 9 июля 2021 года № 9588-01/64 с нарушением установленного законом срока.
Вместе с тем согласно протоколу об административном правонарушении от 15 сентября 2021 года должностным лицом административного органа указанное нарушение администрации не вменялось.
При таких обстоятельствах судебные инстанции при рассмотрении дела вышли за пределы вмененного администрации административного правонарушения, чем нарушили права лица, привлекаемого к ответственности, а также требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного судебные акты подлежат изменению путем исключения из них выводов о том, что администрацией ответ был дан на запрос Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 9 июля 2021 года № 9588-01/64 с нарушением установленного законом срока.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №9 Ленинского района г. Саратова от 26 октября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: из описательно-мотивировочной частей названных судебных актов исключить выводы о том, что администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» ответ был дан на запрос Управления Роскомнадзора по Саратовской области от 9 июля 2021 года № 9588-01/64 с нарушением установленного законом срока.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Нарышкиной И.Ю, - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов