ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-154/20 от 13.03.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

КОПИЯ

Дело № 16-154/2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Москва 13 марта 2020 года

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Тамбовской области Долгих С.В. и жалобу первого заместителя главы администрации города Котовска Тамбовской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Котовска Тамбовской области от 1 августа 2019 года и решение судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении администрации города Котовска Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Котовска Тамбовской области от 1 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 16 октября 2019 года, администрация города Котовска Тамбовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 144 527,65 рублей.

В протесте, поданном во Второй кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Тамбовской области Долгих С.В. просит указанные судебные акты отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель главы администрации города Котовска Тамбовской области ФИО1 (исполняющая обязанности главы) ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении администрации по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность и необходимость прекращения производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста и жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с диспозицией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы города Котовска Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 – 2020 годы.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2015 №167 были утверждены Условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.7.4.1 указанных Условий субсидии федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации для последующего предоставления субъектам социального предпринимательства при одном из условий:

а) субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, гражданам пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

б) субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности:

- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

- социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

- организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

- обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

- предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;

- содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Пункт 9.2.2 Условий устанавливает, что субсидии федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации в рамках реализации программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований на финансирование мероприятия «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности».

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 4 апреля 2017 года № 463 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность.

Согласно п.1.1 указанный Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, разработан с целью оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, при выполнении одного из условий:

субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах:

содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Пункт 1.6 Порядка гласит, что субсидирование производится субъектам социального предпринимательства соответствующим критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Раздел второй Порядка устанавливает условия и порядок предоставления субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими социально ориентированную деятельность.

Как следует из материалов дела, контрольно – счетной палатой Тамбовской области в соответствии с приказом от 31 января 2019 года № 3 проводилось контрольное мероприятие, исполнение бюджета муниципального образования город Котовск Тамбовской области - получателя межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области за 2018 год (совместно с контрольно – счетным органом муниципального образования).

Проверкой было установлено, что между управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и администрацией города Котовска Тамбовской области 28 июня 2017 года заключено Соглашение № 1-МОНО-17.

Согласно условиям Соглашения в рамках государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы, в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 28 июня 2017 года № 610 «Об утверждении распределения в 2017 году субсидий за счет средств бюджета Тамбовской области бюджетам монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства», из средств бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств полученных из федерального бюджета, бюджету города Котовска Тамбовской области предоставлена субсидия на реализацию мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» муниципальной программы города Котовска Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы» в общей сумме 4 840 553,12 руб., из них за счет средств поступивших из федерального бюджета 4 211 281,21 руб., за счет средств бюджета Тамбовской области 629 271,91 руб.

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 4 апреля 2017 года № 463 утвержден порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентируемую деятельность.

Комиссией администрации города по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, 9 ноября 2017 года были рассмотрены поданные заявки на получение субсидий. Решением комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, от 9 ноября 2017 года № 1 были определены победители отбора.

С каждым из индивидуальных предпринимателей, победивших в отборе, 15 ноября 2017 года главой города Котовска было заключено соглашение, в котором были изложены условия, сроки предоставления субсидии, а также установлены показатели результативности и сроки предоставления отчетности.

На основании постановления администрации города Котовска от 20 ноября 2017 года № 1698 «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» администрацией города были выделены субсидии на общую сумму 4 890 553,0 рублей индивидуальным предпринимателям.

В соответствии с условиями заключенных соглашений 21 ноября 2017 года из бюджета города Котовска индивидуальным предпринимателям были перечислены денежные средства в общей сумме 4 890 553 руб.

Проверкой был выявлен факт нарушения условий и порядка предоставления субсидии, а именно то, что предприниматели, участвующие в отборе, и которым предоставлены субсидии, не соответствовали требованиям пункта 1.1 Порядка № 463, то есть на момент подачи заявки у них отсутствовали работники из обозначенного круга лиц, и они не осуществляли виды деятельности, установленные данным пунктом Порядка № 463 (<данные изъяты>), соответственно, средства субсидии в общей сумме <данные изъяты> рублей были использованы не на цели, предусмотренные Порядком № 463, Соглашением от 28 июня 2017 года № 1-МОНО-17, то есть администрацией города Котовска допущено нецелевое расходование бюджетных средств.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние юридического лица, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что администрация имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.

Понятие субъекта социального предпринимательства фактически раскрыто в Соглашении от 28 июня 2017 года № 1-МОНО-17 и Порядке № 463. Кроме того п.7.4 Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2015 №167, содержит указание на то, что социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства направлена на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ввиду изложенного доводы протеста и жалобы не могут быть приняты во внимание.

Позиция заявителей о недопустимости результатов проверки ввиду расширения предмета контрольного мероприятия по исследованию документов о расходовании межбюджетных трансфертов, выделенных бюджету г.Котовска в 2017 году, была предметом исследования судебных инстанций и получила надлежащую правовую оценку, ставить по сомнение которую оснований не имеется.

Несогласие прокурора и автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Несогласие с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении протеста и жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Котовска Тамбовской области от 1 августа 2019 года и решение судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении администрации города Котовска Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Тамбовской области Долгих С.В. и жалобу первого заместителя главы администрации города Котовска Тамбовской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Второго кассационного суда

общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова

КОПИЯ ВЕРНА,

судья