ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-154/2021 от 14.10.2021 Кассационного военного суда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№16-154/2021

14 октября 2021 года город Новосибирск

Заместитель председателя Кассационного военного суда Корякин В.Г., рассмотрев жалобу Фадеева О.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 декабря 2020 года, решение судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 16 марта 2021 года и решение судьи 1-го Восточного окружного военного суда от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фадеева Олега Владимировича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – заместитель руководителя УФАС Хабаровскому краю), оставленным без изменения решениями судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 16 марта 2021 года и судьи 1-го Восточного окружного военного суда 26 апреля 2021 года Фадееву О.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Согласно постановлению ФКУ "<данные изъяты>" (далее – ФКУ "<данные изъяты>") в феврале 2020 года проведен электронный аукцион, по результатам которого заключен государственный контракт с ООО "<данные изъяты>" на поставку авиационного топлива и заправку воздушных судов.

При этом при формировании описания объекта указанной закупки ФКУ "<данные изъяты>" объединило услуги, оказываемые субъектом естественной монополии – заправку воздушных судов авиатопливом и его хранение с услугой по поставке авиатоплива, не относящейся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, являющейся самостоятельным видом деятельности, функционально не связанной с услугами по заправке воздушных судов.

Такое описание объекта закупки влечет ограничение количества участников закупки и свидетельствует о нарушении ФКУ "<данные изъяты>" пункта 1 части 1 статьи 33 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ).

Установив, что Фадеев О.В. является <данные изъяты> ФКУ "<данные изъяты>", заместитель руководителя УФАС Хабаровскому краю указанным постановлением признала его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

В жалобе Фадеев просит обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение должностному лицу, приводя следующие доводы.

Заместитель руководителя УФАС Хабаровскому краю рассмотрела данное дело, не исследуя государственный контракт, на который ссылается в обжалованном постановлении. В постановлении неверно указан номер извещения, по результатам которого заключен государственный контракт №2020…/34.

Кроме того Фадеев полагает, что включение в описание объекта закупки (техническое задание) поставки авиатоплива наряду с его заправкой и хранением функционально и технологически связаны между собой и при этом субъекты естественных монополий вправе принимать участие в электронных аукционах в том, числе с услугой поставки товаров, поэтому такое описание объекта закупки не противоречит закону.

Изучив представленные материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с положениями частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 этого же федерального закона определено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Как следует из материалов дела, Фадеев О.В., являясь <данные изъяты> ФКУ "<данные изъяты>", согласовал документацию об электронном аукционе на поставку авиационного топлива для организации заправки воздушных судов (извещение о проведении электронного аукциона для закупки №082…003). При этом в аукционной документации в описание объекта закупки включены услуги по заправке воздушных судов авиатопливом и его хранению, а также услуги по поставке авиатоплива.

Между тем в соответствии с Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"), к таким услугам отнесены обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива.

Поставка топлива в данный Перечень не включена.

Вопреки утверждению Фадеева поставка топлива не является услугой, технологически и функционально связанной с его последующим хранением в аэропорту и заправкой воздушных судов.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действия Фадеева состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1. статьи 7.30 КоАП РФ подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела, и основан на законе.

Поскольку данной нормой административная ответственность, предусмотрена за включение в аукционную документацию описания объекта закупки, ссылка в указанном постановлении на номер государственного контракта, заключенного по результатам проведения иного аукциона, а равно отсутствие в рассмотренных заместителем руководителя УФАС Хабаровскому краю материалах дела государственного контракта по результатам аукциона №082…003 на вопрос о законности этого постановления и последующих судебных решений не влияет.

Административное наказание Фадееву О.В. назначено в соответствии с санкцией части 4.1 статьи 7.30 и с учетом положений части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 декабря 2020 года, решение судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 16 марта 2021 года и решение судьи 1-го Восточного окружного военного суда от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фадеева Олега Владимировича, оставить без изменения, а жалобу этого лица – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда В.Г. Корякин