№16-1552/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 7 июля 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края от 6 июня 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Черномортранснефть»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 февраля 2022 года № 03-23-33-П-4 АО «Черномортранснефть» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края от 6 июня 2022 года постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 февраля 2022 года № 03-23-33-П-4 АО отменено, с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края от 6 июня 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа просит отменить названные судебные акты, постановление административного органа оставить без изменения.
АО «Черномортранснефть», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, возражения в установленный срок не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО3 № РЕ-09/67 от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки органом установлено, что на территории объекта АО «Черномортранснефть» НВОС №-П, расположенном по адресу: 353911, <адрес>, <адрес>, имеется площадки с твердым покрытием, на поверхности которых образуется отход «смет с территории предприятия».
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», образующийся на территории объекта НВОС №03-0123-001778-П отход «смет с территории предприятия малоопасный» (код по ФККО 7 33 390 01 71 4) является отходом 4 класса опасности.
Паспорт на образующийся отход «смет с территории предприятия малоопасный» 4 класса опасности у АО «Черномортранснефть» отсутствует, что является нарушением ч, 1 ст. 14 Федерального закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказа Министерства природных ресурсов и экологий РФ от 8 декабря 2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I- IV классов опасности».
При проверке законности постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении АО «Черномортранснефть» судьёй первой инстанции установлено, что в 2013 году отход «мусор, смет с территории предприятия» (код ФККО 912 000 00 00 00 0) был отнесен к пятому классу опасности аккредитованной лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по Приказу Минприроды от 15.06.2001 №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды» и результатам протокола биотестирования от 25.02.2013 №142. После включения отхода «Смет с территории предприятия практически неопасный» с кодом ФККО 7 33 390 02 71 5 в Федеральный классификационный каталог отходов, АО «Черномортранснефть» повторно подтвердило отнесение данного отхода к пятому классу опасности с помощью аккредитованной лаборатории ООО «Экоцентр» (протокол биотестирования от 23.03.2015 №338).
После изменений «Критериев отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды» в 2016 году было повторно проведено отнесение данного отхода к конкретному классу опасности. По результатам проведения биотестирования, проведенного аттестованной лабораторией ООО «Аналитическая лаборатория Кубани», на основании протокола от 24.10.2016 №241-Б отход - «Смет с территории предприятия» отнесен к V (пятому) классу опасности.
На момент проведения проверки Обществом был выполнен параллельный отбор проб смета для проведений исследований (испытаний). Образцы проб были направлены в независимую экологическую лабораториюООО «Биопотенциал» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.515740).
По результатам исследований проведенных экологической лабораторией ООО «Биопотенциал» (протокол от 27.102021 №268-Б) в представленных образцах проб смета с территории ЦТТиСТ ПП «Грушевая» отсутствует острое токсическое действие на исследуемые тест-организмы, исследуемые отходы смета относятся к V (пятому) классу опасности (приложение к протоколу от 27.10.2021 №268-Б).
На основании изложенного, судьи районного и краевого судов пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - АО «Черномортранснефть».
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судьями районного и краевого судов отмечено, что административным органом событие вменяемого административного правонарушения не подтверждено надлежащими доказательствами, вина должностного лица не установлена.
Считаю данные выводы судей законными и основанными на правильной оценке обстоятельств дела. Так, представленные в дело доказательства, безусловно не свидетельствует о наличии в действиях АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю необходимым отметить, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности АО «Черномортранснефть» повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края от 6 июня 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 года, подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края от 6 июня 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Черномортранснефть», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья